Растяжимое понятие: мужской взгляд на пилатес
«Через десять занятий вы почувствуете разницу, через двадцать — ее увидите, а через тридцать у вас будет совершенно новое тело», — уверял Джозеф Пилатес, рекламируя придуманную им методику. «У меня теперь стальные мышцы — могу легко родить ребенка», — описывал свои ощущения от уроков пилатеса много лет спустя актер Хью Грант.
С помощью созданных им тренажеров Пилатес поставил на ноги тысячи раненых бойцов во время Первой мировой войны. Но стоит заговорить о пилатесе в мужской компании сегодня — и в воздухе тут же повисает неловкое напряжение, словно темой беседы внезапно стала женская гимнастика для интимных мышц.
Постигать суть пилатеса на ковриках в фитнес-залах мне показалось кощунством — все равно что в первый раз читать Библию через приложение на айфоне. Поэтому для поиска мужских аргументов в защиту этой практики я отправился в студию пилатеса.
Просторное помещение с приглушенным светом вызывает приятные ассоциации с домом на побережье океана. Преподаватель Мария выглядит так, как хотел бы выглядеть каждый, кто записывается на пилатес. По стенам, словно инсталляция в галерее современного искусства, расположились самые главные тренажеры Пилатеса: горизонтальная доска с меховыми наручниками — знаменитый «Реформер», «Лестница» с сиденьем-бочкой и «Кадиллак». Последний напоминает не то больничную койку, не то орудие пыток и в гламурно-медитативном интерьере студии выглядит особенно устрашающе.
Начинаем мы, впрочем, не с тренажеров, а с разминки — сжимания специального кольца перед собой в позе «стоя ровно, ноги на ширине плеч». Кольцо черное, приятное на ощупь и напоминает увеличенный в 20 раз фитнес-браслет. «Движение Майкла Джексона!» — подсказывает Мария. Тут нужно поджать копчик под себя, согнуть колени, да еще не забыть об осанке, позвоночнике и дыхании. В пилатесе, как и в йоге, в одном упражнении участвуют сразу несколько групп мышц, поэтому и следить приходится за всем сразу. Впрочем, через пару недель тренировок правильное и синхронное выполнение всех элементов наверняка приходит так же незаметно, как чувство равновесия при езде на велосипеде.
Вдох, сжимание кольца с выдохом, правильное дыхание диафрагмой. Со стороны выглядит не сложнее, чем растягивание эспандера. Никакой гонки, все движения нужно совершать медленно и осознанно. Тем более странно, что через пару минут я замечаю, как у меня трясутся от напряжения руки. Сказывается привычка фитнес-зала — отключить мозг, подойти к тренажеру и быстро выполнить максимальное количество повторений. Когда к сжиманию добавляется еще и поочередный поворот верхней части корпуса с выдохом, меня начинает потряхивать так, словно я неделю брел по пустыне, а теперь увидел перед собой оазис с чистейшей питьевой водой.
Через пару минут таких тренировок мы переходим на «Реформер», о котором слышал каждый, кто хотя бы раз вбивал слово «пилатес» в поисковик. «Реформер» — горизонтальный тренажер с незакрепленной движущейся основой и пружинами, имеющими разную силу сопротивления. Если на коврике ты не застрахован от ошибок, то четко просчитанный и контролирующий твои движения тренажер Пилатеса ошибиться не даст. А ненавязчиво наблюдающий за тобой тренер помогает не превратить упражнение в элемент фитнес-марафона.
Мы начинаем с проработки брюшных мышц — тех самых, которые многие считают основными для тренировки в пилатесе. Сначала я берусь за рукоятки на канатах и развожу руками в стороны, как будто лежу на снегу и пытаюсь рисовать на нем ангела. Затем Мария фиксирует мои ноги в стропах, и я медленно очерчиваю ими круг в воздухе, одновременно поднимая верхнюю часть тела. В момент разведения ног происходит растяжка мышц, в момент соединения — укрепление. Вопреки традиции фитнес-клубов увеличивать нагрузку, Мария мне ее постепенно уменьшает — так в пилатесе тренируется сознательное управление икроножными мышцами.
В этот самый момент осознаешь: те понятия, на которых строится пилатес, — концентрация, визуализация, дыхание и осознанность — реальность, а не броские фразы из рекламной брошюры. При этом пилатес — не йога, он куда более материален. Вместо какого-нибудь призыва раскрыть чакры здесь слышишь размеренный полушепот преподавателя: «Прочувствуйте мышцы тазового дна, потяните прямую мышцу живота, просчитайте все позвонки и подышите», — и это не дает тебе потерять из виду хотя бы один элемент упражнения. Где-то после 10 тренировок инструктор увеличивает темп, но поначалу осознанное и медленное движение тут просто необходимо. Ты как будто заново учишься двигаться, ощущая, сколько же мышц на самом деле работает в теле. Кажется, я понимаю, зачем привыкших к бешеному ритму жителей мегаполиса Мария сначала проводит по всем тренажерам. Только замедлившись и успокоившись, они смогут по-настоящему включиться в тренировку.
«Еще пару раз, и на сегодня хватит», — слышу я голос Марии. Оказывается, уже прошел почти час. «Ну как, что чувствуешь?» — спрашивает меня преподаватель. Чувствую я себя странно: словно одна моя нога слегка подогнулась, а другой я наступил на булыжник. Оказывается, я так все время и ходил — просто до сегодняшнего дня этого не замечал. Остается найти потерянный баланс. И, похоже, теперь я знаю как.
Через час после тренировки у меня возникло чувство, словно я сочинил прекрасное стихотворение, но забыл его, и теперь мне нужно обязательно вернуться, чтобы найти листок с текстом и перечитать. Тренажеры Пилатеса созданы так, что можно проработать все группы мышц без нагрузки на позвоночник (а значит, и вреда для него). Поэтому ты чувствуешь сразу множество мышц, но ощущения эти приятные — мышцы не натянуты до предела, как пружины.
К своему удивлению, я готов выйти на улицу с транспарантом и убеждать мужчин записаться на занятия пилатесом. Женщины, кажется, знают о кайфе после подобной тренировки и без меня. Справедливости ради стоит сказать, что об этом знают и некоторые мужчины — они составляют треть клиентов студии Марии.
Больше всего привлекает, что в пилатесе нет соревновательного элемента. Состязаться уместно разве что с самим собой — в том, насколько медленно и осознанно ты сможешь выполнять упражнения. При этом отсутствует погружение в философию, которого многие новички сторонятся в йоге. Практическая составляющая пилатеса заставляет лучше понимать свое тело, а внимательное наблюдение за выполнением упражнений успокаивает ум. Насчет рождения детей Хью Грант, конечно, немного преувеличил, но вот кубики пресса и железные мышцы обеспечены.