
Весне дорогу
Почему серийный UX так не похож на свой позапрошлогодний прототип? Бренд Lexus решил не порождать внутреннюю конкуренцию с эпатажной Toyota C-HR, а нацелиться на кроссоверы BMW X1 и X2, нагло раздувающие папуасские ноздри на всё движимое.
И вот деконструктивизм в духе Фрэнка Гери сменился чувственной ломкостью Захи Хадид, пусть даже стиль этой дамы пик от архитектуры норовят задним числом причислить к деконструктивизму. Как бы ни рядили, сегодня не сыщешь более интересных по пластическому решению автомобилей, чем кроссоверы Lexus.
UX стал одним из магнитов Женевского автосалона. Сама эта выставка для автомобильного сообщества знаменует пробуждение от зимней спячки, а новинки, подобные UX, воспринимаются как четырехколесные метафоры весны.
К метафоре прилагается техническое описание. А с ним – и интрига. Двухлитровый бензиновый «атмосферник» автомобиля отличается необычно высокой степенью сжатия. У модификации Lexus UX 200 этот показатель составляет 13:1, а у гибридной UX 250h и того выше – 14:1. Не нужно быть специалистом по термодинамике, чтобы понять: чем сильнее сжимаешь топливовоздушную смесь в цилиндрах, тем эффективнее отдача. В конце концов, знаменитое ньютоновское «сила действия равна силе противодействия» из физического закона давно превратилось в житейскую мудрость. Почему подобные двигатели не получили широкого распространения прежде? Ответ на этот вопрос потребовал бы углубления в теорию. Замечу только, что единственной компанией, осилившей непростую задачу в промышленном масштабе, оказалась Mazda.
В августе минувшего года Toyota и Mazda заключили контракт, ставший итогом напряженного двухлетнего сближения позиций. В коммюнике, посвященном совместным планам, ни намеком не сообщалось о работах над высококомпрессионными бензиновыми двигателями. И все же появление тойотовского мотора, броско именуемого Dynamic Force, многим не показалось случайным совпадением. Теперь Mazda готова предложить такие моторы, где воспламенение горючей смеси происходит и вовсе без свечей зажигания – от сжатия, как у дизелей. Увидим ли мы что-то подобное на новых версиях кроссовера Lexus UX?
Ведущий инженер проекта Lexus UX, миниатюрная японка со смешным именем Чика Како особо заострила внимание на национальных мотивах в отделке салона кроссовера. Сиденья могут быть обтянуты кожей, простроченной наподобие сасико – прочной материи, из которой шьют тренировочные костюмы кэйкоги для дзюдо и кендо, а текстура панелей напомнит о традиционной японской бумаге васи.
В чем сходятся все – новинке обеспечен несомненный успех. Отдельное внимание стоит обратить на версию Lexus UX 250h с полным приводом E-Four – у нее задние колеса вращает отдельный электромотор. Поскольку в наших условиях переднеприводный кроссовер лишен какого-либо смысла, именно эта версия станет самым популярным Lexus в России. Не успеет снова всё засыпать снегом.
Трюк
Мы живем в то время, когда даже законы физики становятся законами маркетинга. Вот уже вторую свою новинку компания Jaguar запускает на рынок с помощью занимательных акробатических трюков. На наших глазах компактный кроссовер Jaguar E-PACE взлетает с трамплина, одновременно совершая вращение на 270 градусов вокруг своей оси, и лихо приземляется на рампу. Блицы фотокамер, аплодисменты, запись в Книгу рекордов Гиннесса – и легкое недоумение в остатке.
Зачем предостерегать в конце ролика, что трюки выполняют профессионалы, если в повседневной жизни ни один нормальный автомобиль все равно такого не сделает?
И что происходит со всеми нами, если привычными способами нам больше ничего не продать? Филистеры, господа мира, пресытившись его благами, мы разучились ценить простое – эта способность притупилась об изощренное и извращенное, чем нас пичкают наперебой и отовсюду.
Меж тем ежегодно спрос на кроссоверы растет почти на 30 %. Безо всяких трюков эти автомобили вытягивают замшелых титанов автомобильной индустрии из самых глубоких кризисов. То есть в данном случае покупатель реагирует вполне осмысленно, голосуя за неоспоримые достоинства: вместимость, удобство посадки, высокий дорожный просвет и полный привод.
E-PACE – несомненная удача Jaguar. Для британской марки кроссоверный формат пока необжитой, и она в мельчайших деталях опирается на опыт Land Rover. Примечательно, что собирают новинку вдали от берегов Соединенного Королевства – в австрийском Граце, на заводе Magna Steyr, там же, где и легендарный Mercedes-Benz Geländewagen. А еще в Китае, правда, только для китайского рынка.
Так к чему нужно откровенное циркачество? Чтобы еще раз написали о E-PACE? Боюсь, такой вывод слишком поверхностен. Что если за этим кроется подспудное желание вернуться к истокам, стряхнуть с ушей гламурный елей? Столь беспомощны попытки вознести рекламу до уровня большого искусства! Рекламе это несвойственно. Она, в отличие от произведений искусства, сиюминутна. Как одноразовый носовой платок, завершающий день на помойке. Да и само искусство давно уже пало до площадного уровня... «С кем вы, мастера культуры?» Не лучше ли вернуть всё на свои места? Цирк, балаган, скоморошество – самое площадное, самое народное из искусств.