Фото: Михаил Почуев/ТАСС
Фото: Михаил Почуев/ТАСС

Андрей Могучий, главный режиссер Большого драматического театра:

Мы познакомились примерно десять лет назад. Я тогда делал режиссерскую и драматургическую лабораторию — в этом совпали наши интересы. Она занималась драматургами, я — режиссерами. Не могу сказать, что мы сильно дружили. Мы не всегда были согласны друг с другом, но между нами было понимание. 

Миша и Лена — это серьезная потеря. Некрасивое слово, но это брешь. Нам — мир, а им — земля и небо. Если там что-то есть, то, я надеюсь, им сейчас хорошо вместе.

Лена и Миша — те люди, которые сделали что-то очень важное для русского театра, и я думаю, что это будет записано в истории. Больше всего удивляла та отдача, та самоотверженность и бескомпромиссность, с которыми они сражались в театральных битвах и выходили победителями. Сегодняшний театр во многом смотрит на то время, когда расцветал Театр.doc, и ориентируется на него. 

Я думаю, что в Театре.doc достаточно молодых и энергичных учеников. Одна из его важных особенностей — большое количество одаренных людей. Миша Дурненков, которому в свое время создатели театра передали «Любимовку», наверное, сможет продолжать их дело. И множество людей, которые были воспитаны и выведены в свет этим театром, не должны забыть дело своих учителей. 

Александр Молчанов, драматург, сценарист:  

Одно из самых дорогих воспоминаний для меня — как еще в 1990-е я сидел у себя в Сямже и читал пьесу Елены Анатольевны «За зеркалом». Тогда я впервые узнал ее фамилию. Через много лет мы познакомились в Москве.

Три года мы с женой делали проект «Без пленки» — именно Елена Анатольевна предложила нам запустить это дело, помогала и поддерживала.

С ней и Михаилом Юрьевичем мы общались в основном по работе, делали совместные проекты. Моя первая театральная постановка состоялась именно в Театре.doc. Пьеса «Убийца» была сначала прочитана, а потом поставлена именно там.

Тяжелые, очень тяжелые чувства. Ощущение, будто мы увидели убийство. Год за годом Театр.doc уничтожали. Я думаю, то, что случилось с Михаилом Юрьевичем, — это последствие всего того, что делали с его театром. А Елена Анатольевна просто отказалась жить без него. 

Если бы не встреча с этими людьми, я никогда в жизни не стал бы заниматься театром. И точно знаю, что я не один такой. Волна новой драматургии в России, которая нахлынула в нулевые, — это заслуга создателей Театра.doc. Спустя годы то время будут вспоминать благодаря этому беспрецедентному всплеску.

Бывает так, что каждый день на протяжении нескольких лет в большом зале на две тысячи мест проходит какой-то спектакль, но он никак не влияет на зрителей. В Театре.doc, в крошечном зале, куда с трудом набивалось 50–60 человек, проходила какая-нибудь читка — и это было событие важнейшего масштаба. Качество аудитории и ее вовлеченности было беспрецедентно. 

Для современных драматургов, режиссеров и актеров Театр.doc был лабораторией, школой. Он поднимал их, вытаскивал, учил и давал возможность делать первые шаги. Сейчас в кого ни ткни — почти все прошли школу Театра.doc.

Театр будет жить. Мы — ученики Греминой и Угарова — не дадим театру умереть. Наш долг и наша обязанность — сохранить Театр.doc. Это главнейший театральный проект за последние 20 лет и лучшее, что происходило с театром за это время.

Талгат Баталов, актер, режиссер:

Елена Анатольевна — один из важных для меня людей. Она была невероятно жизнерадостной. Она — сердце и душа театра, двигатель идей.

Вчера я перечитывал нашу переписку — она в основном деловая, потому что Елена Анатольевна любила говорить четко и по делу. Обычно творческие люди несобранны, но она всегда бежала впереди процесса. 

Театр.doc — одно из крупных явлений современного театра и российской театральной реальности. Он подарил нам новых артистов, новые темы, новый способ существования и абсолютную смелость. Это одна из немногих площадок на сегодняшний день, где люди могли и могут услышать правду. 

Все, кто был причастен к театру, но отдалился и занимается своими делами, должны объединиться и думать, как развивать дело Михаила Юрьевича и Елены Анатольевны. Думаю, они хотели бы этого.

Дмитрий Данилов, писатель, драматург:

К сожалению, я не был лично знаком с Еленой Анатольевной. Мы общались единожды на похоронах Михаила Юрьевича Угарова, я выразил ей соболезнования. Как человека я ее практически не знаю, но довольно много общаюсь с людьми, которые связаны с Театром.doc, и знаю, как все любили и ценили ее. Это колоссальная человеческая и профессиональная потеря.

Для меня Театр.doc стал воротами в мир театра. Первая постановка моей пьесы «Человек из Подольска» (автор получил за нее «Золотую маску». — Прим. ред.) случилась именно там. Ее поставил Михаил Угаров. С этого началась моя театральная жизнь и жизнь пьесы. 

Театр мне очень дорог, как и его ушедшие основатели. У людей, близких к нему, есть большая решимость сохранить его. Я верю и надеюсь, что дело Елены Греминой и Михаила Угарова будет жить, надо бросить на это все силы.

Подготовила Анастасия Степанова