Иллюстрация: Claudiad/Getty Images

GettyImages-161842284.jpg

Иллюстрация: Claudiad/Getty Images

Михаил Блинкин

Транспортное самообучение нации. Почему дворы нужно закрыть от автомобилей

Редакционный материал

Мэр Москвы Сергей Собянин пообещал увеличить вдвое — с 50 до 100 тысяч рублей — субсидию на установку шлагбаумов и дать право получения субсидий на установку шлагбаумов на все районы города. Директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин — о том, почему шлагбаумы во дворах — это хорошо

23 Май 2018 18:50

Забрать себе

Я говорил о транспортной проблеме городов с коллегами из Америки, Англии, Сингапура. Самую умную вещь сказал мой приятель — старый транспортный планировщик из Филадельфии: «Самое главное — избавить город от “бесплатных завтраков”, все остальное — ученый разговор». В Москве более четырех миллионов автомобилистов, их много лет приучали к «бесплатным завтракам»: можно припарковаться, где угодно, на халяву — на тротуаре, в чужом дворе, перегородить движение в узеньком переулке. Москва от большей части этих «бесплатных завтраков» избавилась четыре года назад. Оставался еще кусок — парковки во дворах.

Самый главный автомобильный демагог Петр Шкуматов сегодня опубликовал замечательную заметку, что дескать он приехал по делу в банк, загнал автомобиль в ближайший двор, сделал дела и уехал, а теперь у него этой возможности не будет — убийство автомобильной Москвы!

Ребят, но это еще один «бесплатный завтрак». Ты заезжаешь в чужое пространство. Жильцы за придомовую территорию платят земельный налог, а ты туда залезаешь и считаешь, что там можно на халяву припарковаться. Москва от этого начинает избавляться — и это абсолютно правильная мера.

Весь этот процесс называется «транспортным самообучением города». В Америке оно прошло до Второй мировой войны, в Европе — в 60-е годы, а у нас — сегодня

Что будет дальше? Вот у меня во дворе шлагбаум, чужих автомобилей там больше не будет, поэтому мы, жильцы, начинаем решать техническую задачу. На одного жителя автомобилизированного американского города с этими таунхаусами приходится 80 квадратных метров пространства, на его автомобиль — 40 квадратных метров. То есть американец в автомобилизированном городе занимает места вдвое больше своего автомобиля. Автомобиль пристроить не трудно. Я живу в многоэтажном доме. Средняя цифра по Москве на человека — 22 квадратных метра. Автомобиль занимает те же 40 квадратов. Во дворе условно 80 парковочных мест, автомобилей раза в полтора-два больше. И где мы их поместим?

Надо учитывать, что на придворовом пространстве еще нужна детская площадка, место под мусоросборник, пожарные проезды. Как только чужих автомобилей во дворе не будет, между жильцами начнется нормальная процедура выяснения отношений. Придется как-то договариваться. Например, можно сделать карту-ключ от шлагбаума платной: не купил — не стоишь. А у нас недавно Верховный суд принял фундаментальное решение, что даже если жилец не платит, карту-ключ надо выдавать всем. Теперь вот потихонечку научится, что не надо принимать таких решений.

Весь этот процесс называется «транспортным самообучением города». В Америке оно прошло до Второй мировой войны, в Европе — в 60-е годы, а у нас — сегодня. Когда мы ввели платные парковки на улицах, мы прошли первый-второй класс самообучения, закрытый двор со шлагбаумом — третий класс.

В Париже начала 60-х годов говорили: мы вершили Великую французскую революцию, чтобы подобно янки платить за парковку? Потом Париж встал в пробках, и все быстренько самообучились.

Новости партнеров

«Мнения» на «Снобе»

Ежемесячно «Сноб» читают три миллиона человек. Мы убеждены: многие из наших читателей обладают уникальными знаниями и готовы поделиться необычным взглядом на мир. Поэтому мы открыли раздел «Мнения». В нем мы публикуем не только материалы наших постоянных авторов и участников проекта, но и тексты наших читателей.
Присылайте их на opinion@snob.ru.

0 комментариев

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Войти Зарегистрироваться