Через десять дней станет известен лауреат ежегодной премии «Аврора», присуждаемой людям, на которых «держится мир». Лауреаты Нобелевской премии, бывшие главы государств и мировые знаменитости выбирают героев, которые жертвуют собой ради спасения других. Тех, кто живет в местах, на которые весь мир закрывает глаза, борется со смертью и тяжелейшими условиями жизни. Сейчас «Аврора» объявила трех номинантов.

Фото: Aurora Prize
Фото: Aurora Prize

Эктор Томас Гонсалес Кастильо. Спас 50 тысяч мигрантов, рискуя собственной жизнью

На севере Центральной Америки — в Гондурасе, Сальвадоре и Гватемале — люди живут в нищете, практически не имеют доступа к образованию, трудятся за гроши и в прямом смысле слова умирают от усталости. На этом фоне процветает преступность. Это именно те места, где «зайти не в свой район» значит рискнуть жизнью, потому что каждый контролируется какой-нибудь бандой. Преступные группировки многочисленны, а полиция находится с ними в сговоре. В такой ситуации ограбленный рабочий с завода не может пойти в правоохранительные органы, потому что об этом тут же узнают бандиты, и до следующего дня он может просто не дожить. Часто прямо на улицах ведутся перестрелки, в результате гибнут мирные люди. Члены преступных группировок занимаются вымогательством, похищая людей и требуя за них выкуп. Мирное население ничего не может сделать, потому что у него нет защиты. В такой ситуации можно только бежать.

По статистике ООН, в период с 2010 по 2015 год количество запросов от граждан Сальвадора, Гондураса и Гватемалы о предоставлении убежища в разных странах выросло почти в семь раз. В основном мигранты стремятся сбежать в США, реже — в Мексику. Для этого им надо проделать длинный путь, полный опасностей — бандиты и карательные отряды нападают на незащищенных людей или же пытаются похитить их, чтобы получить выкуп.

На границе Мексики и Гватемалы есть небольшой город Теносике, где находится приют для мигрантов La 72, который в 2001 году основал Эктор Томас Гонсалес Кастильо, монах-францисканец. Организация защищает тех, кто бежит от насилия и невыносимой жизни в Мексику или через нее. Там мигрантам предоставляется кров, еда, вода, а также юридическая поддержка. В приюте людей осматривают врачи, с ними разговаривает психолог.

Свое название приют получил в 2010 году после резни в мексиканском городе Сан-Фернандо, когда члены наркокартеля убили 72 мигранта из Центральной Америки — 58 мужчин и 14 женщин — и бросили их останки на ранчо. Выжили только трое. Убийство произошло после того, как мигранты отказались работать на бандитов и не смогли заплатить за себя выкуп. Благодаря приюту Томаса похожей участи избежали более 50 тысяч человек.

Фото: Aurora Prize
Фото: Aurora Prize

Сунита Кришнан. Реабилитирует жертв сексуального насилия и бывших секс-рабынь

«Я чувствую гнев при мысли о том, что тысячи, миллионы детей и молодых людей страдают от сексуального насилия, но люди об этом молчат», — говорит индийская правозащитница Сунита Кришнан, создавшая одну из самых крупных некоммерческих организаций в мире из тех, что борются против сексуальных преступлений.

Суните было 15 лет, когда ее изнасиловали 8 мужчин. Она плохо помнит сам момент насилия, но с тех пор испытывает постоянную ярость. «Два года меня преследовали, клеймили позором, избегали моего общества, потому что я была жертвой, — говорит Сунита. — И так люди ведут себя со всеми, кто выжил после изнасилования». Сунита нашла в себе силы направить гнев в продуктивное русло и в 1996 году вместе с братом основала организацию Prajwala, что переводится как «вечный огонь».

По словам Суниты, секс-рабство по масштабам занимает третье место среди всех видов преступности. В Индии секс-рабами становятся совершенно разные люди — это могут быть и дети нищих родителей, и члены очень обеспеченных семей, которых обманули или принудили к проституции. Сунита говорит, что 99,9% людей отказываются заниматься секс-работой — многих за это убивают, а остальных принуждают. И над теми, кого заставляют, издеваются так, что жертвам не остается ничего другого, как поверить в то, что так и должно быть.

Сунита вместе с коллегами освобождает множество маленьких детей (от двух лет), а также женщин, вынужденных годами терпеть сексуальное насилие. «Еще в 15 лет я начала смотреть по сторонам и увидела сотни, тысячи женщин и детей, которым удалось вырваться из круга секс-рабства, но которые не почувствовали никакого облегчения, потому что мы не позволили им вернуться к нормальной жизни, — говорит Сунита. — Поэтому я поняла, что нужна реабилитация». Как помочь освобожденным рабыням начать новую жизнь? Сунита придумала решение: предложила женщинам противостоять миру мужчин, — поэтому многие ее воспитанницы работают сварщиками, плотниками, каменщиками и так далее.

Благодаря работе Суниты десятки тысяч женщин, переживших сексуальное насилие, получили психологическую и финансовую поддержку, профессию и возможность вернуться в общество. Prajwala открыла в Индии около 20 школ, где учатся 5000 детей с ВИЧ/СПИДом. В 2016 году Сунита удостоилась «Падма Шри», четвертой высшей государственной награды Индии.

Суниту избивали 14 раз — из-за этого она ничего не слышит правым ухом. Ее коллегу убили во время спасательных операций. Но она говорит, что ее главная проблема — не личная безопасность, а то, что об этой проблеме предпочитают не говорить. «Сейчас очень модно обсуждать торговлю людьми, это очень актуальная тема для дискуссий, докладов, съемок фильмов, — говорит Сунита. — Но на разговорах все и заканчивается. Подумайте, можете ли вы разрушить культуру молчания?»

Фото: Aurora Prize
Фото: Aurora Prize

Чжо Ла Аун. Говорит от имени самого угнетаемого народа

В Ракхайне, небольшом штате Мьянмы, на протяжении тысячи лет проживает народ рохинджа. Его представители говорят на своем языке и исповедуют ислам, тогда как основная часть населения страны — буддисты. Конфликт вокруг рохинджа имеет глубокие исторические корни, а начиная с 1982 года власти отказываются считать представителей рохинджа гражданами страны, заявляя, что на самом деле они — беженцы из Бангладеш.

Согласно данным Международной организации миграции, в 2017 году около 900 000 рохинджа покинули историческую родину и укрылись в Бангладеш, спасаясь от насилия, казней без суда, поджогов, групповых изнасилований, убийств детей и других жестоких расправ.

В последние годы ситуация обострилась как никогда. На серьезные нарушения Мьянме указывают правозащитная организация «Международная амнистия», ООН, США, правительства соседних Бангладеш и Малайзии.  

Уже много лет представитель рохинджа, юрист, общественный деятель и бывший сотрудник «Врачей без границ» Чжо Ла Аун добивается от властей Мьянмы признания его народа гражданами страны. За мирные протесты против политики государства его арестовывали четыре раза, и в общей сложности он провел в заключении десять лет. Несмотря на это, Чжо Ло Аун продолжает говорить от лица всех рохинджа, рассказывая их историю медиа, представителям международных организаций и мировым лидерам.

Кто получит миллион долларов

Лауреат премии «Аврора-2018» будет объявлен 10 июня. Номинанты уже назвали организации, которым они хотели бы помочь. Эктор Томас Гонсалес Кастильо собирается поддержать две организации, работающие в Мексике: одна из них защищает права людей, живущих с ВИЧ и СПИД, другая занимается агроэкологией в регионах коренных майя. Сунита Кришнан — три организации, которые борются с сексуальным насилием, гендерным неравенством и секс-рабством. Чжо Ла Аун заявил, что поддержал бы «Врачей без границ» и еще две организации, занимающиеся вопросами беженцев.

В 2016 году лауреатом премии «Аврора» стала Маргерит Баранкитс, которая спасла 30 тысяч бурундийских сирот от смерти в разгар межэтнической войны, дала детям образование, работу и шанс на достойную жизнь. В 2017 году отборочная комиссия среди трех финалистов выделила Тома Катену — врача, который остался работать в Нубийских горах Судана, когда там началась гражданская война.

Премию учредили потомки жертв геноцида 1915–1923 года, поэтому ежегодное вручение премии проходит в Армении. Лауреат получает 100 тысяч долларов на развитие собственного проекта, а также получает возможность распределить 1 миллион долларов между благотворительными фондами, которые он считает значимыми.

Автор: Дарья Благова