Уровней автономности автомобилей всего шесть. Простые автомобили, на которых пока ездит большинство людей, — это нулевой уровень. Автомобили Tesla относят к третьему. Такие машины могут какое-то время самостоятельно двигаться по дороге, но технологии этого уровня не позволяют водителю убирать руки с руля.

Это то, о чем забывают владельцы Tesla, в которой искусственный интеллект представлен не больше, чем в обычных автомобилях. Именно поэтому мы слышим об авариях с участием этих автомобилей — люди склонны переоценивать возможности машин. Технологии третьего уровня позволяют человеку отвлечься на некоторое время — в эти моменты автомобиль сам контролируют движение. Но система пока заточена под определенные ситуации на дороге, например, под пробки.

Что касается России, то мы скоро будем производить эти технологии в промышленном масштабе, и к 2020 году они появится на рынке.

Четвертый и пятый уровень — это высшая лига. Это технологии искусственного интеллекта, которые позволяют человеку вообще не садиться за руль. По международным планам беспилотные автомобили заменят обычные в 2022–2025 годах. Но многое будет зависеть от системы управления дорожным потоком — пока непонятно, как одновременно будут ездить и беспилотные, и обычные автомобили, и какие законы будут регламентировать это движение — нигде в мире этот вопрос до конца не решен.

Правда, производить беспилотные автомобили в России вряд ли получится. Полный цикл должен базироваться на самостоятельных производителях, а в нашей стране их сегодня нет. У ГАЗа сейчас нет денег для масштабной модернизации. У остальных российских компаний пока очень малочисленные команды. Три года назад все шансы стать мировым игроком были у КамАЗа, но это требовало больших инвестиций. В итоге мы потеряли время, но это вовсе не значит, что выбыли из игры. В области беспилотных автомобилей мы можем заниматься комплектующими и «мозгами» — уже сейчас Россия поставляет ведущим мировым автопроизводителям элементы технологий искусственного интеллекта третьего уровня.

В производстве программного обеспечения для автономных систем Россия лидирует, и зарубежные автомобильные производители относятся к нам очень серьезно. С одной стороны, это связано с накопленным опытом — технологиями искусственного интеллекта вплотную занимались еще в СССР. С другой стороны, у нас есть талантливые специалисты. А вот с электроникой хуже — например, в России все неплохо с производством сенсоров, но плохо с микропроцессорами.

Прежде чем беспилотные автомобили — у нас или зарубежом — станут реальностью, необходимо решить несколько больших не технологических задач. Например, вопросы этики. Когда происходит авария с летальным исходом, суд чуть ли не по фрейдовским схемам разбирает психологическое и эмоциональное состояние водителя. С роботами все иначе. «Родители» роботов — программисты должны дать четкий алгоритм на случай, если в ситуации на дороге кто-то погибает. Поворачивать ли машине направо или налево? Кем жертвовать? Такие решения требуют от человечества смелости.

У нашего государства пока не сформирован запрос, соответственно, нет и команды, которая будет заниматься внедрением беспилотного транспорта в России. Я говорю в том числе о законодательной базе. Так что к 2022 году мы просто будем стоять перед необходимостью принять какой-то закон, чтобы на наших дорогах могли ездить беспилотные машины. Жаль, что у нашей страны нет времени и денег для того, чтобы заняться подготовкой сейчас, как это происходит в Китае, Штатах и в Европе — мы могли бы просто присоединиться к международной группе юристов и быть в числе «законодателей моды».

Записала Василиса Бабицкая