Колонка

Эти пугающие реформы

4 Июль 2018 8:47

Российские вузы назвали систему госаккредитации устаревшей — и в адресованном Владимиру Путину письме попросили ее поменять. Преподаватель журфака МГУ объясняет, почему этого ни в коем случае не стоит делать

Забрать себе

«Когда я слышу слово “культура”, я снимаю с предохранителя свой браунинг!»

Фраза на самом деле принадлежит не Герингу и не Геббельсу, а немецкому драматургу Гансу Йосту, поэтому цитирую, не дрогнув.

Когда я слышу словосочетание «реформа образования», мне хочется снять с предохранителя все, что на нем до сих пор чудом стояло, схватить себя за голову обеими руками, заплакать как ребенок, которого ведут делать клизму, и закричать: «Мама, не надо больше, пожалуйста, не надо!»

«Мама», конечно, не услышит…

В 1986 году я получила из рук Отечества диплом преподавателя английского и немецкого языков, и с тех пор, с кратким перерывом на «лихие девяностые», я работаю по специальности. Наверное, вы не удивитесь, если я скажу, что все эти тридцать с лишним лет меня «реформируют». Неустанно, с огоньком, присвистом и упорством, достойным, на мой скромный взгляд, много лучшего применения.

Для того чтобы я работала как можно лучше, армия очень хорошо оплачиваемых людей придумывает для меня ИК, ОНК, ПК, СК и прочие СПК

Нет, я не спорю. Сев перед зеркалом и осмотрев себя критически, я готова признать, что в реформах нуждаюсь. Может быть, я даже предложила бы что-то в этом плане от себя лично. Например, оплатила бы за счет государства обучение всех своих молодых коллег по программе CELTA — отличная штука, преподаватель английского с помощью этой программы апгрейдится на глазах, узнает массу интересных вещей и становится в разы полезнее для своих студентов. Или, к примеру, предложила бы своим коллегам в обязательном порядке пару раз в год слушать лекции по культуре и искусству Британии и приглашала бы для этого не абы кого, а, например, Питера Акройда. Понимаю, дорого и нахально. Но ведь МГУ! Первый вуз страны! Можно бы иногда…

Или на стажировки почаще отправляла бы своих товарищей.

Перечитала написанное и ужаснулась: как это примитивно и наивно. Хорошо, что «мама» не слышит.

«Мама» мыслит масштабно.

Фото: Елена Пальм/ТАСС

Для того чтобы я работала как можно лучше, армия очень хорошо оплачиваемых людей придумывает для меня ИК, ОНК, ПК, СК и прочие СПК (нет, я не выдумала эти сочетания букв, коллеги знают, что так в наших «стандартах» обозначают то, что пришло в вузах на смену знаниям — компетенции). Армия этих людей без сна и отдыха разрабатывает для меня недоступные человеческому разуму таблицы отчетности и ФГОСы «третьего поколения» (я не шучу! третьего!), создает пакеты контрольно-измерительных документов и строго следит за их заполнением.

А знаете, что изменилось лично для меня, старшего преподавателя университета, с введением всех этих ФГОС, ИК, ПУК и ОНК?

Вы, я думаю, уже догадались. Ничего. Капслоком и по слогам: НИ-ЧЕ-ГО.

Мне повезло, и я знаю лично нескольких больших ученых с мировым именем, моих старших коллег, составивших мировую славу Московского университета.

На их лекциях аудитории по-прежнему забиты до отказа, их по-прежнему записывают на диктофоны, к ним приходят домой на семинары и провожают до метро после лекций. Они все еще могут «задержать» студентов на полтора часа, потому что им важно договорить то, что не успели, донести и дочитать. И студенты по-прежнему сидят, не шелохнувшись, и все еще пишут дипломы и курсовые, которыми старики гордятся, и все еще несут по свету ту искру, которую зажег в них Университет.

Как вы думаете, много ли времени тратят эти ученые на приведение своих лекций в соответствие с ФГОС, ИК, ПУК и ОНК? Я вам отвечу: ни единой минуты. Если эти люди работают на факультетах с умной администрацией, всю эту галиматью пишет за них специально нанятая девочка. Если администрация глупа и требует всей этой чуши всерьез, люди попросту уходят.

Опыт подсказывает мне, что в очень плохих вузах, где очень плохо и халтурно учат никому не нужных «специалистов», все эти козьи бумажонки содержатся в полном порядке

Иногда, как мы видим, под предлогом неполного соответствия адским стандартам этой адской писанины закрывают целые учебные заведения. Вместе с этим что-то (кажется, опыт) подсказывает мне, что в очень плохих вузах, где очень плохо и халтурно учат никому не нужных «специалистов», все эти козьи бумажонки содержатся в полном порядке. Видите ли, для их заполнения не нужно не то чтобы особого, а попросту никакого ума. Тупость нужна и большое усердие. И чугунная, простите, задница… А с этим проблем обычно не бывает.

Я, конечно, очень хочу, чтобы ситуация как-то изменилась.

Но при слове «реформа»… Ну, вы поняли.

Опыт. Меня реформируют больше 30 лет.

До сих пор становилось только хуже.

Мама, пожалуйста...

Лого Телеграма Читайте лучшие тексты проекта «Сноб» в Телеграме

Читайте также

Почему пора прекратить обсуждать ЕГЭ и что стоило бы отменить на самом деле
Искусственно расширяя предложение «квалифицированных» кадров, мы разрушаем механизм здоровой конкуренции

Новости партнеров

Профессор Высшей школы экономики объясняет, почему система государственной аккредитации вузов вообще не нужна
0 комментариев

Хотите это обсудить?

Войти Зарегистрироваться