Все новости

Колонка

Эти пугающие реформы

4 Июля 2018 08:47

Российские вузы назвали систему госаккредитации устаревшей — и в адресованном Владимиру Путину письме попросили ее поменять. Преподаватель журфака МГУ объясняет, почему этого ни в коем случае не стоит делать

«Когда я слышу слово “культура”, я снимаю с предохранителя свой браунинг!»

Фраза на самом деле принадлежит не Герингу и не Геббельсу, а немецкому драматургу Гансу Йосту, поэтому цитирую, не дрогнув.

Когда я слышу словосочетание «реформа образования», мне хочется снять с предохранителя все, что на нем до сих пор чудом стояло, схватить себя за голову обеими руками, заплакать как ребенок, которого ведут делать клизму, и закричать: «Мама, не надо больше, пожалуйста, не надо!»

«Мама», конечно, не услышит…

В 1986 году я получила из рук Отечества диплом преподавателя английского и немецкого языков, и с тех пор, с кратким перерывом на «лихие девяностые», я работаю по специальности. Наверное, вы не удивитесь, если я скажу, что все эти тридцать с лишним лет меня «реформируют». Неустанно, с огоньком, присвистом и упорством, достойным, на мой скромный взгляд, много лучшего применения.

Для того чтобы я работала как можно лучше, армия очень хорошо оплачиваемых людей придумывает для меня ИК, ОНК, ПК, СК и прочие СПК

Нет, я не спорю. Сев перед зеркалом и осмотрев себя критически, я готова признать, что в реформах нуждаюсь. Может быть, я даже предложила бы что-то в этом плане от себя лично. Например, оплатила бы за счет государства обучение всех своих молодых коллег по программе CELTA — отличная штука, преподаватель английского с помощью этой программы апгрейдится на глазах, узнает массу интересных вещей и становится в разы полезнее для своих студентов. Или, к примеру, предложила бы своим коллегам в обязательном порядке пару раз в год слушать лекции по культуре и искусству Британии и приглашала бы для этого не абы кого, а, например, Питера Акройда. Понимаю, дорого и нахально. Но ведь МГУ! Первый вуз страны! Можно бы иногда…

Или на стажировки почаще отправляла бы своих товарищей.

Перечитала написанное и ужаснулась: как это примитивно и наивно. Хорошо, что «мама» не слышит.

«Мама» мыслит масштабно.

Фото: Елена Пальм/ТАСС

Для того чтобы я работала как можно лучше, армия очень хорошо оплачиваемых людей придумывает для меня ИК, ОНК, ПК, СК и прочие СПК (нет, я не выдумала эти сочетания букв, коллеги знают, что так в наших «стандартах» обозначают то, что пришло в вузах на смену знаниям — компетенции). Армия этих людей без сна и отдыха разрабатывает для меня недоступные человеческому разуму таблицы отчетности и ФГОСы «третьего поколения» (я не шучу! третьего!), создает пакеты контрольно-измерительных документов и строго следит за их заполнением.

А знаете, что изменилось лично для меня, старшего преподавателя университета, с введением всех этих ФГОС, ИК, ПУК и ОНК?

Вы, я думаю, уже догадались. Ничего. Капслоком и по слогам: НИ-ЧЕ-ГО.

Мне повезло, и я знаю лично нескольких больших ученых с мировым именем, моих старших коллег, составивших мировую славу Московского университета.

На их лекциях аудитории по-прежнему забиты до отказа, их по-прежнему записывают на диктофоны, к ним приходят домой на семинары и провожают до метро после лекций. Они все еще могут «задержать» студентов на полтора часа, потому что им важно договорить то, что не успели, донести и дочитать. И студенты по-прежнему сидят, не шелохнувшись, и все еще пишут дипломы и курсовые, которыми старики гордятся, и все еще несут по свету ту искру, которую зажег в них Университет.

Как вы думаете, много ли времени тратят эти ученые на приведение своих лекций в соответствие с ФГОС, ИК, ПУК и ОНК? Я вам отвечу: ни единой минуты. Если эти люди работают на факультетах с умной администрацией, всю эту галиматью пишет за них специально нанятая девочка. Если администрация глупа и требует всей этой чуши всерьез, люди попросту уходят.

Опыт подсказывает мне, что в очень плохих вузах, где очень плохо и халтурно учат никому не нужных «специалистов», все эти козьи бумажонки содержатся в полном порядке

Иногда, как мы видим, под предлогом неполного соответствия адским стандартам этой адской писанины закрывают целые учебные заведения. Вместе с этим что-то (кажется, опыт) подсказывает мне, что в очень плохих вузах, где очень плохо и халтурно учат никому не нужных «специалистов», все эти козьи бумажонки содержатся в полном порядке. Видите ли, для их заполнения не нужно не то чтобы особого, а попросту никакого ума. Тупость нужна и большое усердие. И чугунная, простите, задница… А с этим проблем обычно не бывает.

Я, конечно, очень хочу, чтобы ситуация как-то изменилась.

Но при слове «реформа»… Ну, вы поняли.

Опыт. Меня реформируют больше 30 лет.

До сих пор становилось только хуже.

Мама, пожалуйста...

Лого Телеграма Читайте лучшие тексты проекта «Сноб» в Телеграме Мы отобрали для вас самое интересное. Присоединяйтесь!
0 комментариев
Хотите это обсудить?
Войти Зарегистрироваться

Читайте также

Почему пора прекратить обсуждать ЕГЭ и что стоило бы отменить на самом деле
Искусственно расширяя предложение «квалифицированных» кадров, мы разрушаем механизм здоровой конкуренции
Профессор Высшей школы экономики объясняет, почему система государственной аккредитации вузов вообще не нужна