Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Все новости
Редакционный материал

Люди на орбите истинных смыслов. Об Орхане Джемале, Александре Расторгуеве и Кирилле Радченко

31 июля в Центральноафриканской Республике (ЦАР) погибли журналист Орхан Джемаль, режиссер Александр Расторгуев и оператор Кирилл Радченко. Они поехали туда снимать фильм о «частной военной компании (ЧВК) Вагнера», наемники которой работают в этой стране. «Сноб» собрал воспоминания коллег и друзей о погибших
1 августа 2018 18:06
Цветы в память о погибших в ЦАР Александре Расторгуеве, Кирилле Радченко и Орхане Джемале у здания Дома журналистов, Москва Фото: Vasily Maximov/AFP

Об Орхане Джемале

Игорь Дмитриев, политический аналитик:

Очень горько, что смерть в очередной «горячей точке» все же настигла его — одного из самых интересных, честных и бесстрашных людей в моей жизни. То время, что я работал вместе с ним (Орхан был тогда редактором отдела политики в «Версии — Совершенно Секретно»), стало для меня школой настоящей, предельно бескомпромиссной и отчаянно смелой, за гранью смертельной опасности, журналистики.

Орхан всегда резко выделялся на фоне столичной пишущей и вещающей в эфире богемы — тем, что был всегда максималистски искренним. Никогда не шел ни на какие компромиссы. Говорил и начальству, и коллегам прямо в лицо все, что он думает о них. Орхан умел и любить, и презирать, и ненавидеть. Прекрасно образованный, как и его отец, московский азербайджанец, он не испытывал иллюзий ни в отношении власти, ни в отношении «оппозиции». Поэтому ему всегда было интереснее работать там, где все предельно честно, — в горячих точках. И он бесстрашно рвался даже туда, куда из журналистов не попадал почти никто.

Я помню, как в 2005 году Орхан смог проникнуть в Ферганскую долину (Узбекистан), где началось восстание против режима Каримова. Власть тогда перекрыла въезд туда для абсолютно всех журналистов, чтобы безжалостно раздавить танками и расстрелять протест. Орхан оказался чуть ли не единственным иностранным журналистом, кто смог увидеть этот ужас изнутри — он пересек границу пешком из Таджикистана, по фальшивому паспорту, под видом якобы малограмотного крестьянина. А потом, вернувшись в «Версию», написал, как всегда, блестящий репортаж — о том варварском беспределе, что учинила власть.

Орхан Джемаль во время прямого эфира мюзикла «Господин Хороший» на канале «Дождь» Фото: Валерий Левитин/РИА Новости

Орхану было тесно и скучно в столичном «политиканском мирке». Я читал с восторгом его умные, точные и страстные репортажи из военных кровавых бурь Ирака, Ливии, Донбасса (он бесстрашно фиксировал в репортажах оттуда номера российских воинских частей «ихтамнет»), Сирии, Афганистана, Северного Кавказа, Ливана, Ирана.

Помню, как даже отпуск Орхан решил провести по-своему — в Сомали! Местные власти не поверили в то, что туристу захочется отдохнуть в Сомали, и Орхана там посадили в тюрьму по подозрению в шпионаже. Спустя неделю, конечно, разобрались и выпустили, после чего Орхан продолжил свой отдых в Сомали, а в итоге написал забавный репортаж о своем экзотичном отпуске.

В Ливии Орхана настигла случайная пуля, тогда он едва не потерял ногу, но выжил.

А сейчас не смог, потому что целились специально. Последним расследованием Орхана Джемаля стало расследование деятельности «ЧВК Вагнера» в Центральноафриканской республике (5-е место в мире по запасам золота и 10-е — по алмазам). С прошлого года российские контрактники воюют в тамошней гражданской войне на стороне власти. Зачем? Эта и другие тайны «вагнеровцев» должны были стать содержанием фильма-расследования, которое снимали там Орхан вместе с режиссером Расторгуевым (автором фильма «Срок» о протестах 2011–2012 гг.) и оператором Радченко. Видимо, за это их троих там и убили.

Об Александре Расторгуеве

Алексей Пивоваров, главный редактор RTVI:

С Сашей мы были знакомы лет шесть. Он был одним из самых важных людей в моей жизни. Я, наверное, очень немногих, если вообще еще кого-то, могу на сегодняшний день назвать своими старшими товарищами в хорошем смысле этого слова, в профессиональном, в первую очередь. Саша, безусловно, был таким человеком.

В нем сочетались очень по-русски несочетаемые вещи. С одной стороны, он был таким ясным парнем, который не боялся испортить отношения с кем угодно, включая заказчиков, работодателей — и людей, которые могли испортить ему жизнь. С другой стороны, он был чутким и тонким человеком. Как он сам это назвал в нашем разговоре, «человек, находившийся на орбите истинных смыслов».

Александр Расторгуев Фото: facebook

Мы с ним никогда не говорили на религиозные темы, даже не знаю, был ли он воцерковлен или нет. Я, например, нет. Но странным образом ассоциация, которая у меня сегодня возникла, — это герой Петра Мамонова из фильма «Остров». Помните очень колючего монаха-отшельника, который живет на острове и к которому боятся лишний раз подойти даже его соседи по монастырю? Вот Саша был таким — ты мог к нему прийти с каким-то важным личным или рабочим вопросом, а он мог тебя обматерить, что ты не так живешь. Но при этом ты всегда понимал, что он на твоей стороне, он сопереживает и сочувствует. Эти две вещи в наше время и в нашей профессии исключительно редки, могу говорить об этом с полной ответственностью.

Именно это, как мне кажется, давало ему возможность снимать те величайшие фильмы, которые он снимал. Я, в первую очередь, имею в виду дилогию «Я тебя люблю» и «Я тебя не люблю», которую он снял с Павлом Костомаровым. Я уверен, что это еще не понятый и недооцененный фильм, потому что он снят теми методами, к которым только-только подступает технология и зрительское восприятие. Он снят фактически самими героями, на камеру, которую Саша давал им на долгое время. Они снимали свою жизнь, и потом из этого складывалось кино, которое имело поразительную художественную силу.

Саша был именно тем человеком, который мог объяснить другому, что есть другая судьба, другая жизнь и другая история, при этом не осуждая и не обвиняя ни в чем. Осуждение и обвинение — это две самых распространенных ипостаси в нашем современном, особенно соцсетевом мире. А Саша был этого начисто лишен.

О Кирилле Радченко

Арсений Гончуков, кинорежиссер:

Прощай, Кир. Прощай, друг и брат. Вот так живешь, кажется, все друзья рядом, где-то тут, и вдруг бац — и нет тебя. Убили.

Звонят наперебой журналисты и спрашивают, что я знаю про Кирилла Радченко и его командировку в Африку. Я ничего не знаю. Что я знаю про Кирилла?

Знаю немного.

Что Кирюха был чистым, светлым, честным, молодым, прямолинейным и добродушным парнем, который работал, много не говорил, а только пахал и делал. Только пришел в кино, мечтал быть оператором, горел профессией. С немного наивной улыбкой, идеалистичными взглядами на жизнь и большим талантом.

Кирилл Радченко Фото: facebook

Таким и запомнился мне, когда в 2015 году пришел в команду «Района тьмы» помощником оператора и фотографом: молчаливым, надежным, выносливым, а как человек — чистым, честным и очень спокойным. Вечно за камерой! Каменным плечом оператору.

Прощай. Я собрал фотки по своим архивам с площадки. Ты фотографировал сам, и твоих фото мало. Но вот, что есть. Так бы затерялись в моем архиве. А теперь станут бессмертными. Потому что тебя больше нет.

И одно фото особенно. Где ты с операторской пеной и забинтованным пальцем. Устал и повесил голову. Работяга Кирюха, наш Кирюха, таким ты и был. С пеной и пальцем.

Обнимаю.

Подготовил Александр Мурашев

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Владислав Иноземцев
О том, каким был Орхан Джемаль
Евгения Соколовская
Что стало известно о гибели Орхана Джемаля, Александра Расторгуева и Кирилла Радченко
Василиса Бабицкая
По данным местных властей, российская съемочная группа могла быть убита боевиками повстанческого движения «Селека». «Сноб» пообщался с католическим священником Бернаром Кинви, который спас в ЦАР полторы тысячи человек от террористов из этой организации