Александр Койбагаров: Как в Бутане измеряют счастье
В 1972 году король Бутана принял решение, которое изменило жизнь всей страны: он ввел в обиход понятие «Валового национального счастья». Уровень ВНС стал главным показателем успешности государства – по мнению короля, куда более важным, чем валовый внутренний продукт. В стране учредили «Министерство счастья», занялись подсчетами ВНС по математическим формулам и планированием меры для повышения качества жизни граждан.
У Бутана были для этого предпосылки: это единственное в мире государство, где официальной религией является тантрический буддизм. Учение Ваджраяны (Алмазного пути) со времен его основателя Будды Шакьямуни ставит своей целью достижение человеком состояния, в котором нет никакого страдания — а есть полное, абсолютное и независимое ни от каких условий счастье. Состояние, которое и называется в буддизме «просветлением».
Несмотря на то, что в буддизме материальный комфорт и благосостояние не отвергаются, учителя всегда напоминают: особняки, дорогие машины, бриллианты и валютные счета не могут сделать нас счастливыми. Чувство внутренной наполненности зависит от того, какой личный багаж впечатлений собрал человек.
В формулу расчета ВНС входят как субъективные психологические, так и объективные критерии:
1. Психологическое благополучие;
2. Стандарты жизни;
3. Хорошее управление;
4. Здравоохранение;
5. Образование;
6. Благосостояние общины;
7. Культурное разнообразие;
8. Использование времени;
9. Экология.
В Бутане запрещено курение, более половины страны отдано под заповедники (находившиеся на грани вымирания бенгальские тигры здесь под охраной), строго соблюдается баланс потребления и производства, запрещены химические удобрения, разрушающие экологическое равновесие.
Чтобы не подвергать опасности культурную и национальную идентичность, визы выдаются только тем, кто купил турпакет через официального представителя – из расчета 200 долларов в день. Правда, в эту цену включены отель, еда, транспорт и гид.
Местное население дружелюбно и открыто к общению, в стране совсем нет попрошаек. Дети выглядят благородно и самодостаточно, а все молодое население говорит по-английски.
В школах Бутана изучают математику, физику, химию, родной язык – дзонгка (диалект тибетского), английский и искусства. Очень много художественных школ, где учат буддийской живописи на ткани – тханка, резьбе по дереву, скульптуре. Образование в Бутане бесплатное: если ребенок демонстрирует успехи в начальной школе, его переводят в среднюю, затем по результатам и в колледж. Если он и в колледже успешен, то его за государственный счет отправляют учиться за границу, причем он может выбирать куда — в Азию, Америку или Европу.
Работа государства в Бутане оценивается по четырем пунктам: соблюдение основных прав граждан, доверие к госинститутам, эффективность этих институтов и участие граждан в политической жизни. Последний показатель — это процент явки на выборы и то, насколько граждане активны в местном самоуправлении.
Как изменилась жизнь в стране с тех пор, как ввели понятие ВНС? Проще всего посмотреть ответы на вопрос «Счастливы ли вы?», который в Бутане в обязательном порядке задают во время переписи населения. В 2005 году 45,2 процента ответило на него «очень счастлив», 51,6 процента «счастливы» — и только 3,3 процента «не очень счастливы».