Сегодня в стране, по разным оценкам, от 15 до 20 млн самозанятых, работающих без статуса ИП. Это весомый кусок налогового пирога, на который претендует государство. Претендует активно, но не результативно: по данным ФНС, за несколько лет официально оформили свой статус порядка 1000 человек. Привычные для нашей страны контрольно-карательные меры здесь не работают, и в связи с этим возникает вопрос: а можно ли иначе? Можно ли организовать процесс так, чтобы самозанятые стали платить налоги добровольно и охотно? Идея на первый взгляд выглядит утопично, но вариант ее реализации есть.

Суть проблемы долго была неясна, поскольку самозанятые прочно ассоциировались с предпринимателями и формально подходили под определение ИП. За последние 5–7 лет рынок услуг, оказываемых самозанятыми гражданами, развился и увеличился на порядки, как и число исполнителей. Стало очевидно, что понятия «предприниматель» и «самозанятый» не тождественны. Последние по складу характера и жизнепониманию не являются людьми бизнеса. Они, скорее, похожи на наемных работников — специалистов разных областей, которые готовы выполнять профессиональные обязанности в частном порядке ради основного или дополнительного заработка. Они не видят смысла в оформлении ИП и не готовы преодолевать бюрократические барьеры ради формальных процедур. Я знаю достаточно много людей, которые не выходят из тени исключительно из-за несовершенства административной системы, требующей оформления бумаг, посещения налоговой и т. д. При этом пребывание в сером поле комфортно не для всех: сложно показать свой реальный статус, нет возможности получать кредиты или официальные справки о доходах.

Одно из последних предложений Минфина — введение транзакционного налога для самозанятых. Таким образом государство утвердит их статус и определит сумму отчислений, которая будет формироваться исходя из объема задекларированного дохода. Инструментом реализации этого проекта должно стать мобильное приложение. Оно просто и доступно расскажет о том, почему платить налоги выгодно, оформит электронные чеки, предоставит налоговые бонусы активным пользователям, упростит взаимодействие с государством и т. д. Не нужно будет идти в налоговую и получать справки: приложение позволит зарегистрировать статус самозанятого за несколько минут.

Инициатива предполагает кардинальную смену позиции государства в отношении налоговых платежей: власти показывают, что готовы отказаться от вековой административно-контрольной системы

Предлагаемая система инновационна сразу по двум причинам. Во-первых, это совершенно новый пользовательский опыт для двух десятков миллионов человек по всей стране. Во-вторых, инициатива предполагает кардинальную смену позиции государства в отношении налоговых платежей: власти показывают, что готовы отказаться от вековой административно-контрольной системы в пользу новых цифровых технологий, геймификации процесса общения с пользователями и т. д. Несмотря на очевидные выгоды (у властей нет других способов заставить людей декларировать доходы), это беспрецедентное решение, которое на деле показывает переход государства на рельсы цифровой экономики.

Но праздновать пока рано. Легализовать самозанятых с помощью мобильного приложения — это только часть дела. Второй шаг, обеспечивающий жизнеспособность всей системы, связан с предоставлением людям реальной работы. В обмен на налоговую искренность государство может дать каждому самозанятому возможность быть обеспеченным работой, реализовав таким образом идею взаимовыгодного сотрудничества. Одной из таких возможностей могут стать онлайн-агрегаторы. Сегодня основной процесс коммуникации между исполнителями и заказчиками идет через них. Это общемировой тренд, в авангарде которого Uber, Alibaba, Airbnb, «Яндекс», YouDo.com и др. Концентрация спроса и предложения вокруг таких платформ год от года будет только нарастать, и государство может либо до последнего игнорировать новую экономическую реальность, либо воспользоваться ее благоприятной средой.

Как увеличить объем услуг уже сегодня? Для этого достаточно разрешить агрегатору выступать посредником, оплачивая работу зарегистрированного самозанятого без удержания социальных взносов и НДФЛ. Пока законодательство предполагает при данной операции налоговые и соцотчисления в размере 43%, и это автоматически переводит общение исполнителя и заказчика в поле расчетов наличными, неподконтрольных государству.

В качестве бонуса — обеспечение доходом студентов, молодых мам, инвалидов и пенсионеров. С помощью агрегаторов они могут быть легко вовлечены в общее экономическое производство

Еще один способ — совместить уже существующие платформы с единым агрегатором торговли для небольших госзакупок «Березка», который сейчас создается. Он предполагает наличие множества исполнителей, среди которых госзаказчик сможет выбрать оптимального. Потенциально это триллионы рублей, которые могут стать частью новой экономики, а не откатных схем, как сейчас. При этом самозанятые не только получат свой доход, но и произведут государству требуемые от них отчисления — общий специальный налог на профессиональный доход, размер которого не должен превысить 4% (судя по позиции правительства). Опрос самозанятых пользователей YouDo.com показал, что такой процент является для них вполне комфортным. Такая схема поможет властям решить сразу две проблемы: избавиться от непрозрачности в госзакупках и обеспечить работой миллионы людей по всей стране.

Однако технических вопросов здесь пока больше, чем ответов. Один из основных касается ответственности. Сегодня в госзакупках обязательства перед государством фактически несет первый контрагент, получивший деньги. Если в этот алгоритм будет встроен агрегатор, то передавать ответственность необходимо будет конечному исполнителю заказа.

В качестве бонуса — обеспечение доходом студентов, молодых мам, инвалидов и пенсионеров. С помощью агрегаторов они могут быть легко вовлечены в общее экономическое производство при сохранении очевидных личных выгод. Традиционная социальная система «списывает» таких людей и не дает им возможности сохранить трудовую активность в свободном графике. А вот новая цифровая экономика дает им шанс.

Тема приобретает особую актуальность в свете последних новостей о повышении пенсионного возраста до 63 лет для женщин и до 65 лет для мужчин. Несмотря на то что люди возраста 50+ являются эффективными сотрудниками с большим опытом, многие компании предпочитают брать на работу молодых специалистов, поскольку они быстро обучаются и при этом обходятся бизнесу дешевле, чем состоявшиеся профессионалы старшего возраста. Проблема обеспечения занятости таких людей только растет. В связи с этим предоставление нового канала заказов от государства и бизнеса через платформы агрегаторов могло бы стать эффективным решением серьезной социальной задачи в масштабах страны.