Все новости
Редакционный материал

Катерина Гордеева: Наш фильм о Серебренникове и «театральном деле» не покажут по ТВ

Журналисты Катерина Гордеева и Роман Супер представили зрителям документальный фильм о так называемом деле «Седьмой студии». За пять дней его посмотрели более 200 тысяч раз, а Facebook фактически переполнился восторженными комментариями. «Сноб» поговорил с Катериной Гордеевой об успехе проекта и клановой солидарности, а также собрал реакцию на картину пользователей соцсетей
3 сентября 2018 19:08
Фото: Глеб Щелкунов / Коммерсантъ

Проект «Платформа» был создан на базе арт-центра «Винзавод» в 2011 году. Над ним работала театральная труппа «Седьмая студия», состоявшая из выпускников Школы-студии МХАТ с курса Кирилла Серебренникова, а сам он был ее художественным руководителем. Средства на «Платформу» выделялись из федерального бюджета. Следствие настаивает на том, что проект так и не был реализован, а 133 миллиона рублей из выделенных на него более чем 200 миллионов рублей были похищены. Помимо самого Серебренникова, обвиняемыми по делу «Седьмой студии» проходят также бывший генеральный продюсер «Седьмой студии» Алексей Малобродский, директор РАМТ Софья Апфельбаум, гендиректор «Седьмой студии» Юрий Итин, продюсер спектакля «Сон в летнюю ночь» Екатерина Воронова и бывший главный бухгалтер «Седьмой студии» Нина Масляева. Свою вину признает только последняя.

Зачем вы сняли этот фильм? В интервью вы говорите, что хотели разобраться в произошедшем, но по сути вы просто собрали вместе известные факты.

Нам хотелось максимально подробно изложить эту историю, потому что все слышат про «Театральное дело», но никто не знает его сути. Во второй половине фильма говорится о «Седьмой студии», о том, как был устроен проект «Платформа»: кто за что отвечал, как шли финансовые потоки и что вообще такое государственные субсидии.

Нам бы хотелось, чтобы целевая аудитория была максимально широкой, чтобы среди зрителей были в том числе и те, кто услышал фамилию «Серебренников» из новостей федеральных каналов. На кого-то конкретного не хотели повлиять.

Вы получили желаемую реакцию?

Да. Мне кажется, что мы были услышаны. Самая частая реакция, которую я встречала, — это благодарность за разъяснения. Негатива я не видела.

Некоторые комментаторы в сети говорят, что фильм провалился.

Я не очень в этом понимаю, скажу честно. Но я разговаривала с людьми, которые занимаются документальным кино, в том числе в интернете, — по их словам, это неслыханная история, чтобы за сутки фильм набирал 100 тысяч просмотров, тем более такой большой — 70 минут.

В фильм вошли фрагменты интервью с отцом Кирилла Серебренникова Семеном Михайловичем, который упоминал свою жену, маму режиссера, Ирину Александровну (она умерла 19 февраля). Получается, на момент съемок она была еще жива?

Да, и я корю себя, что не стала заниматься этим на месяц раньше, когда мама Кирилла была на ногах и могла говорить.

Как дела и здоровье Кирилла Семеновича?

Я не знаю.

Знает ли он об этом фильме?

Я не в курсе. Насколько я понимаю, человек под домашним арестом не может пользоваться интернетом. А по федеральным каналам фильм вряд ли покажут.

Советник министра культуры Андрей Сорокин назвал ваш проект примером клановой солидарности. Что вы об этом думаете?

Мне кажется, Минкульту тоже не помешало бы проявить клановую солидарность, в первую очередь потому, что речь идет о проекте, который горячо одобрил Владимир Мединский еще в 2013 году. Предшественник Мединского Авдеев выступал на открытии «Платформы», и министерство многократно давало самые благостные рецензии в адрес «Платформы» на протяжении всего времени существования проекта и даже после. Тем не менее, ведомство в одном из эпизодов дела настаивало на продлении сроков пресечения всем фигурантам дела. Потом, правда, отозвало это письмо, заявив, что сотрудники, которые его подписывали, не имели на это права. Мне кажется, советник тут немного лукавит.

Ссылка на фильм «Театральное дело» быстро разошлась по соцсетям. У одной только Катерины Гордеевой больше тысячи репостов. Комментируют чаще всего словами «важно» и «сильно».

Подготовили Арина Крючкова, Анастасия Степанова