Фото: Тимур Карпов / Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка»
Фото: Тимур Карпов / Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка»

Ɔ. Можно ли говорить о каком-либо взаимном влиянии Дня города и Единого дня голосования в этом году?

С исторической точки зрения, идея превращать выборы в праздник — это классика сталинской эпохи. В послевоенные и даже «застойные» годы еще одним стимулом для увеличения явки на выборах были, например, дешевые бутерброды с икрой на участках. Ведь, по большому счету, тогда доступная и вкусная еда была лучшим способом создать праздничную атмосферу. Так что идея преподносить выборы как радостное событие — давняя культурная традиция. Но сейчас бутербродами с икрой народ не заманить.

Ɔ. Во время последних президентских выборов на избирательных участках в Москве предлагали крабовое мясо.

Да. А я во время тех выборов был на Сахалине, и там с большими скидками продавали рыбу. Но на самом деле, когда избиратель в 2018 году покупает гречку и горбушу, у него никакой атмосферы праздника не появляется — скорее даже наоборот. Сейчас, насколько я могу судить по агитматериалам, всю идею выборов пытаются повернуть в сторону семейных ценностей. Анонсируются веселые семейные соревнования, конкурсы на лучшие селфи с избирательного участка. Недавно я видел на подъезде агитационную листовку,  в которой отдельно было подчеркнуто, что выборы — это праздник, и крупно обещались призы.

Другая история заключается в том, что День города (и, в частности, День Москвы) должен максимально подчеркивать лучшие его стороны. Не случайно ведь сложилась традиция регулярно к этой дате что-то помпезно открывать. В прошлом году открыли парк «Зарядье», в этом — удлиняют линию метро семью новыми станциями.

В этом смысле идея совместить выборы с городским торжеством — ненавязчивый повод заставить горожан обратить внимание на то, как якобы хорошеет красавица Москва.

При этом есть одна проблема, связанная с тем, что традиционно День города в Москве — это мощная событийная программа именно в ее центре. А для выборов это рискованно. Общая логика понятна: красивый праздник, цветущий город, все полюбовались и бросились голосовать за мэра, все это создавшего. Но, во-первых, те, кто любит День города, гуляют в центре Москвы и вряд ли променяют «Зарядье» на «призы, призы, призы». А, во-вторых, те, кто весь этот шум не ценит, стараются на это время из города уехать. Особенно ярко это проявлялось в эпоху Лужкова. Тогда празднование было обязательно сопряжено с песней «Москва, звенят колокола» и выступлениями многочисленных народных коллективов, что сильно раздражало москвичей.

Ɔ. И люди в центре уже просто устали жить в этом вечном «фестивале варенья».

Строго говоря, жителей центра мало, и не они определяют результаты выборов.

Ɔ. А как же идея о том, что власти пытаются облагородить центр именно потому, что там живут самые активные и влиятельные люди, чтобы вызвать их лояльность?

Для таких людей благоустройство — это когда ты выходишь из дома, там все красиво и удобно, и нет толп посторонних людей. А в итоге москвичи столкнулись с, условно говоря, «феноменом Патриков». Когда «активные и влиятельные люди» хотели жить по-человечески, а к ним приехала та самая пресловутая «бирюлевская саранча» и делала под их окнами непонятно что. Но в целом, конечно, идея поехать погулять по красивому центру — мощный аттрактор для жителей окраин.

Ɔ. Но тогда, чтобы проголосовать, им придется брать открепительные.

Да, и я с трудом себе представляю, что человек из Бутова это сделает, поедет в центр, поразится там роскоши города, найдет какой-то избирательный участок, например, на Петровке, и пойдет ставить галочку напротив фамилии любимого кандидата. Можно представить, что человек погулял и подумал: господи, как же хорошо в Москве, о, кстати, выборы, — и на обратном пути пошел проголосовал.

С другой стороны, одна из задуманных программ Сергея Собянина — «Мой район» — предполагает, что ехать в центр не придется. Но пока в спальных районах ничего не происходит и, возможно, избирательные участки в этом году станут своеобразными эпицентрами праздника. Теоретически это может сработать благодаря сарафанному радио. Придет, например, молодая сознательная мама с участка, обзвонит подружек, расскажет, что в кои-то веки во дворе что-то интересное творится. Тогда эти участки как будто достроят День города, и из центра он расползется по всей Москве.

Ɔ. Атмосфера выборов не будет доминировать на таком Дне города?

Я не удивлюсь, если во время каждого праздничного концерта с периодичностью в полчаса людям будут напоминать о выборах. Люди уже вышли из своих домов — почему бы их не мобилизовать. Но кого-то это будет раздражать. Потому что, по большому счету, интерес к этой предвыборной кампании пока низкий.

Теоретически в местах концертов можно разместить навигацию с указанием, как пройти до ближайшего участка или просто информацию о кандидатах. Но уже закрепившаяся идея о том, что День города — это поездка в центр, все равно снизит явку в спальных районах, которые на самом деле и являются избирательным ядром.

Добавим к этому и то, что результаты выборов мэра в Москве в высшей степени предсказуемы, никакой интриги нет, это, скорее, своеобразный ритуал. Примерно это же делалось в сталинское время: тогда было понятно, что с результатом в 99,8 процента победит «тот, кто нужно». А поход на участок был просто календарным событием: наступила конкретная дата — все встали и пошли выполнять свой долг.

Ɔ. Тогда президентские выборы надо объединять с Днем народного единства, например.

Для молодежи вся эта ритуальность сработает, только если речь идет об их первых выборах.

Ɔ. Получается, объединение ежегодного праздника и Единого дня голосования можно назвать попыткой создания событийного якоря в умах избирателей.

Да. И грубо это можно сравнить с тем, как предновогоднее обращения президента уже давно стало частью семейного праздничного застолья.Ɔ.

Беседовала Арина Крючкова