Кино под замком: зачем Минкульт запрещает фильмы
Нацистская символика
Прокатная компания CinemaEmotion 4 сентября пожаловалась на отказ в прокатном удостоверении для фильма «Похищенные сокровища Европы» о неизвестных широкой публике шедеврах авангардного искусства, признанного в нацистской Германии «дегенеративным». Премьеру запланировали к 73-й годовщине окончания Второй мировой войны, но без прокатного удостоверения показ в российских кинотеатрах незаконен.
Уже на следующий день, 5 сентября, в министерстве культуры заявили, что не запрещали «Похищенные сокровища Европы», а всего лишь проводили дополнительную экспертизу — и выдали прокатное удостоверение.
Многим фильмам, в которых тоже есть кадры с нацистской символикой, повезло меньше. Так, в 2016 году Роскомнадзор заблокировал антифашистский фильм «Россия 88». Картину о скинхедах, получившую премию «Ника», признали экстремистской.
Защита истории
В январе этого года в России запретили прокат трагикомедии «Смерть Сталина». Чиновники сослались на то, что в фильме есть материалы, распространение которых запрещено в стране. Кроме того, ведомству не понравилось, что предполагаемая дата премьеры совпадала с юбилеем окончания Сталинградской битвы, а депутаты Госдумы усмотрели в картине признаки экстремизма.
В открытом письме за подписью Никиты Михалкова и других деятелей культуры фильм назвали «пасквилем на историю нашей страны, злобной и абсолютно неуместной якобы “комедией”, очерняющей память о наших гражданах, победивших фашизм».
В 2015 году, за два дня до российской премьеры, Минкульт отказал в прокатном удостоверении фильму «Номер 44» шведского режиссера Даниэля Эспиносы о расследовании серии убийств в СССР, частично основанному на истории маньяка Андрея Чикатило. После закрытого просмотра прокатчик «Централ партнершип» и министерство культуры опубликовали совместное заявление, в котором создателей картины обвинили в «искажении исторических фактов и своеобразных трактовках событий до, во время и после Великой Отечественной войны, а также образов и характеров советских граждан».
«Такие фильмы не должны выходить в нашей стране в массовый кинопрокат, зарабатывая на нашем кинозрителе, ни в год 70-летия Победы, ни когда бы то ни было еще», — заявил тогда министр культуры Владимир Мединский.
Поддержка казахов
В 2006 году британско-американская комедия «Борат» стала первым непорнографическим фильмом, которому отказали в прокатном удостоверении в современной истории России.
Картина о казахстанском журналисте, путешествующем по США, стала рекордсменом американского проката, но в России ее запретили вслед за Казахстаном из-за материалов, «которые некоторому количеству зрителей могут показаться унижающими в отношении некоторых национальностей или религий».
Сохранение традиционных ценностей
В 2012 году Минкульт отказал в прокатном удостоверении фильму «Клип» сербского режиссера Майи Милош о школьнице, которая курит, пьет, занимается сексом и снимает все это на видео.
Запрет на прокат в России объяснили тем, что главные герои фильма — несовершеннолетние, которые ведут себя неподобающе. Тогда «Снобу» прокомментировала ситуацию сама Милош: «Подростковая сексуальность вовсе не табу. Множество фильмов американского мейнстрима охотно эксплуатируют эту тему. Но зачастую в комедийном духе, и уж во всяком случае без претензий на реализм. Настоящее табу — это правдивые чувства и подлинная реальность».
Картина победила на Роттердамском фестивале.
Через три года в России из-за порнографических сцен запретили французско-бельгийскую мелодраму «Любовь». Фильму о любовном треугольнике отказали, несмотря на то, что прокатчик был готов вырезать самые откровенные сцены и показывать картину только совершеннолетним зрителям на ночных сеансах.