Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Еда за счет работодателя

Неограниченное пользование кофемашиной и пополняемый поднос с фруктами и снеками в офисе казались бы незначительными в мире бонусов, если бы люди постоянно не считали в уме выгоду от экономии на мелочах. Вспомнить хотя бы «принцип латте»: дескать, если вместо покупки кофе перед работой откладывать эти условные 130 рублей каждый день, а через год положить их на счет и реинвестировать проценты, то через 10 лет можно стать миллионером. Люди, работающие в финансах, уже объяснили, что такой способ накопления денег не столь эффективен, как про него принято думать, но идея все равно соблазнительна. И осознание того, что рабочие условия позволяют экономить на кофе и обедах, греют душу. Что уж говорить о компаниях, которые кормят сотрудников полноценными завтраками и обедами. В списке таковых предсказуемо лидирует Google с их принципом «еда не дальше чем в 100 метрах от рабочего места» и ориентированностью на здоровое питание. Все «нездоровое» вроде шоколадок и кока-колы в мини-кухнях и столовых хранится в непрозрачных контейнерах и отсеках. Хотя сотрудников компании Zynga, например, мотивируют пиво и пицца в неограниченном количестве.

Однако автор многочисленных книг о лидерстве в корпорациях Джон Балдони советует делать ключевую ставку не на питание сотрудников, а на установление эмоциональной связи с ними: «Раз еда настолько эффективная мотивация, значит ли это, что все компании со временем начнут кормить своих сотрудников? Вероятно. Но окупится это только в том случае, если руководство для начала будет мотивировать сотрудников морально, не оставляя вопросы работников без ответов, а инициативы — без поощрения или хотя бы похвалы».

Можно и поспать

57% офисных служащих время от времени засыпают на рабочем месте (были опрошены сотрудники 100 российских компаний с оборотом более 100 млн руб. в год). Чаще всего они спят или дремлют в обеденный перерыв или сразу после обеда. Более половины опрошенных (54%) сослались на недосып и усталость, 24% — на плохое самочувствие, совсем уж немногие (8% и 5% соответственно) спят из-за джетлага после командировки или потому, что нет важных и срочных задач. Сам факт того, что столько взрослых людей в разгар рабочего дня нуждаются в тихом часе, подвигает российские компании перенимать западный опыт, где сон на рабочем месте уже лет десять как не преступление. В омском колл-центре Сбербанка три года назад были установлены капсулы для сна, каждая из которых стоит 20 тысяч долларов. Множатся статьи с заголовками «15 минут сна на работе — и ваша жизнь полностью изменится». Однако когда компания закупает несколько дорогих футуристических капсул в офис на 2–3 тысячи сотрудников, то, скорее, не рассчитывает на повышение их работоспособности, а делает символический мотивирующий жест: «У нас можно спать, но не в ущерб производственным мощностям».

Смузи в гамаке

Этим летом администратор паблика «Настоящий Лентач» написал, что специалисты Рокетбанка, отвечающие на обращения клиентов, «вынуждены» работать за 40 тысяч рублей, и назвал их «полунищими». От лица компании ему ответил в издании The Village сотрудник службы поддержки: сказал, что зарплата хоть и небольшая, но его устраивает, зато нет жестких выволочек за ошибки, есть возможность получать небольшие приятные бонусы за старания и попивать смузи в гамаке в рабочее время — правда, смузи за свой счет. Амбициозные молодые люди не увидят в этом рассказе ничего интересного для себя, в отличие от тех, для кого спокойствие и размеренность важнее карьеры и высокого заработка.

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

«Смузи в гамаке» — сильный образ, резко контрастирующий с офисной рутиной. И поскольку «офисный планктон» сегодня синоним неудачников, которым кожаное кресло босса только снится, компании, особенно технологические, стремятся сделать все, чтобы офис выглядел как санаторий или игровая комната для взрослых. В списке офисов мечты первый всегда Google. Нью-йоркский офис запоминается в первую очередь разнообразием рабочих мест: ниши, закутки, диванчики, подушки буквально возвращают ощущение «домика» из стульев и одеял, куда каждый прятался в детстве. Не только знаменитая штаб-квартира Googleplex в Маунтин-Вью, но и другие офисы, разбросанные по разным городам мира, оборудованы чем-то, что находится за рамками даже прогрессивного представления о рабочем месте: в Вашингтоне — скалодром, в Чикаго — игровые автоматы из 80-х с аркадными играми, в Париже — домашний кинотеатр, который можно смотреть, сидя в винтажном Citroen. Благодаря тому, что каждая подборка фотографий лучших офисов собирает тысячи лайков, многие маленькие компании равняются на гигантов, и сегодня кикер, массажные кресла, закутки для уединенной работы с лэптопом и другие бюджетные мелочи становятся чем-то самим собой разумеющимся.

Для тех, у кого все есть

Некоторые приятные дополнения к зарплате и соцпакету выглядят довольно необычно. Например, в Spotify женщины могут заморозить яйцеклетки за счет компании, а в Goldman Sachs — сделать операцию по смене пола. В одной из российских компаний оплачиваются прыжки с парашютом для людей определенных должностей. Гендиректор рекрутингового агентства DigitalHR Катерина Гаврилова объясняет, каким образом мотивация развлекательного характера привлекает внимание профессионалов к работодателю: если за кандидата на рынке бьются несколько компаний, то он сделает выбор после изучения сильных и слабых сторон компаний. И если сильными сторонами — репутацией на рынке и стабильной высокой зарплатой — компании могут быть похожи, то дополнительные возможности часто существенно различаются и помогают работодателю найти единомышленника. Например, человек, которого привлекли походы и другие виды групповой активности, которые предлагает компания, хорошо себя проявит в командной работе. Катерина Гаврилова подчеркивает, что необычные поощрения «работают» лучше всего в сферах с высокой конкуренцией за специалиста, например в IT-секторе, и только если основные сильные стороны компании (зарплата, карьерные возможности) полностью устраивают кандидата.

Никакого «в поте лица»

В одном из тредов на сайте для неформального общения финансистов Wall Street Oasis специалисты обсуждают компенсацию переработок. В среднем сотрудник может рассчитывать на компенсацию в 20–50 долларов за ужин и возможность доехать до дома на корпоративном такси, если выходит с работы позже 9 вечера. Возможность вызова корпоративного такси — повсеместная практика и в России. Однако если российские компании буквально три года назад сотрудничали со «старорежимными» таксопарками, в которых надо было заказывать машину за пару часов до предполагаемой поездки, то сейчас многие переходят на корпоративные тарифы популярных агрегаторов. Это значительно облегчает мобильным сотрудникам жизнь. Например, Gett для Бизнеса доступен в 120 с лишним городах четырех стран (более 80 городов в России). Онлайн-отчеты о поездках во всех городах присутствия агрегатора снимают необходимость в сборе квитанций и решают проблему нецелевого пользования корпоративным такси, которым часто обеспокоены работодатели. Плотный график встреч, пробки, давка в общественном транспорте — серьезное испытание на прочность: после второй по счету поездки из одного конца города в другой сотрудник в буквальном смысле теряет вид, у него снижается концентрация внимания, ослабляется «хватка», что нежелательно для человека, на которого возложена миссия переговорщика. Возможность довезти себя, «не расплескав», а в пути настроиться и помедитировать, увеличивает шанс на положительный результат встречи, а также является лучшей профилактикой от выгорания забегавшихся подчиненных.

Самое главное

Можно нанять для сотрудников массажиста, повара, парикмахера и инструктора по йоге и так продемонстрировать свою заботу, однако важнее заботы — признание. Сара Пэйн, администратор компании Globoforce, занимающейся вопросами повышения продуктивности и развития корпоративной культуры, говорит: «Правило номер один — замечайте старания сотрудников и высказывайте признательность за труд, чем чаще, тем лучше. Потому что 79% опрошенных нами людей сказали, что готовы трудиться еще усерднее, когда начальство воздает им должное и указывает на важность их труда». Многие специалисты по кадрам сходятся во мнении, что мало просто кинуть подчиненному «отличная работа» — такие шаблонные фразы имеют куда меньшую ценность, чем реплики, в которых начальник демонстрирует осведомленность о том, что делает конкретный человек и чем именно ценен его труд. А главное, приятные слова не стоят начальнику ни рубля, так что есть смысл стараться.