В театре «Практика», пережившем этим летом тяжелую потерю, лишившемся недавно назначенного на должность худрука Дмитрия Брусникина, показывают запланированные премьеры.

Первая из них — моноспектакль Алисы Гребенщиковой (режиссер Виктор Алферов) на стихи современных русских поэтов: Али Кудряшовой, Веры Полозковой, Анны Рус, Анны Логвиновой, Даны Сидерос, Федора Сваровского, Михаила Чевега.

Алиса — единственная исполнительница и автор идеи. А идея эта на самом деле проста и прекрасна: собрать воедино любимые стихи и прочитать их залу, но не просто прочитать, а сделать из каждого отдельно взятого стихотворения мини-постановку, отдельное театрально-поэтическое эссе.

Сюжета тут как такового нет, стихи не связаны друг с другом по смыслу. И сцены как таковой тоже нет. Очень узкая полоска отделяет Алису от зрительного зала. За спиной у актрисы — большой синий экран, сбоку установлена стремянка. На экране идет созданный художницей Алисой Меликовой потрясающий по выразительности видеоряд, иллюстрирующий и сопровождающий стихи.

Фото: Ольга Швецова
Фото: Ольга Швецова

Есть разные способы читать поэзию. Под аккомпанемент фортепьяно, в глубочайшей тишине, в микрофон, полушепотом, в полный голос. Алиса Гребенщикова выбрала поразительно доверительную интонацию. Она просто разговаривает с залом. Одетая в скромное синее платье с белым воротником актриса рассказывает истории, перевоплощаясь в героев стихотворений.

Чем дольше вслушиваешься в звучащие строки, тем острее и отчетливее впечатление, что все эти стихи — об одном лирическом герое, или, скорее, героине: женское начало тут все же слышней, чем мужское. Одна героиня, у которой много лиц. Много перевоплощений. Много судеб. Ей то 25, то 38, то 43. Она ездит в метро, встречает подруг, страдает от разлуки с любимым, ловит журавлей в небе, стремится к призрачному, быстро улетучивающемуся счастью, она готова даже присвоить себе немного чужого счастья, украсть его.

«Не признаться не могу, а признаться тяжко,
Я б себе зашила рот, если бы смогла.
Я украла у тебя маленькое счастье
Самый крохотный флакон синего стекла.


Это счастье у тебя пряталось на полке
Покрывалось чешуей пыли и обид,
Ты его когда-то взял, доверху наполнил,
Надписал и позабыл — шкаф и так набит».

Аля Кудряшова

Фото: Ольга Швецова
Фото: Ольга Швецова

Но главное, конечно, эта собирательная, «обобщенная» героиня жаждет любви. Она видит ее мельчайшие проявления во взмахе ресниц, в ритме грохочущего метро, в чашке кофе, в отголосках фраз, она всеми силами старается ухватить эту любовь.

Она — типичная героиня нашего времени, мечтательная, трогательная, застенчивая, слегка напуганная, романтичная. Кажется, она как будто сидит на кухне и небрежно листает ленту фейсбука, в которой чего только нет. Спектакль не случайно так и назван — «Все вокруг». Сама наша жизнь стала отчасти напоминать эту нескончаемую ленту соцсетей. Кто-то выплескивает в интернет сложные философские размышления, кто-то рассказывает о новом рецепте ухи, рядом случаются мировые катаклизмы, рушатся судьбы, гремят войны. А мы все бежим и бежим, на лету выхватывая обрывки информации.

Из выбранных Алисой поэтов на слуху только Вера Полозкова и, пожалуй, Аля Кудряшова. Остальные известны лишь узкому кругу лиц. Алиса же знакомит зрителя с их творчеством, наглядно показывает, насколько их поэзия созвучна сегодняшнему дню, насколько она обо всех нас и о каждом в отдельности. Своим спектаклем актриса поет гимн поэзии как таковой, книгам и литературе. «Читайте как можно больше, — как будто призывает она зрителя. — Находите время услышать поэзию, остановитесь на мгновение, замрите!»

Спектакль получился вдохновенный и очень красивый: одновременно грустный и веселый, фантастический и реальный, простой и сложный.

Этот спектакль — надежда на то, что мы еще не разучились верить в сказки. Не случайно в финале звучат именно эти стихи Веры Полозковой:

«Хоть мы, как царства, снесены
с поверхности земли
мы все еще умеем сны
и видим корабли».