Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Ɔ. В каких случаях режиссер выбирает моноспектакль? Это зависит от сценария и желания освоить новый жанр?

Для меня это не способ самовыражения, а, скорее, неизбежность выбора. В жизни должно что-то произойти, чтобы родилась такая постановка. Нужно испытывать такую боль, когда уже невозможно молчать. Через такие переживания и риск и появляется монодрама.

Ɔ. В Москве сейчас популярны иммерсивные шоу с неожиданными поворотами сюжета и спецэффектами. Не заскучает ли зритель без декораций и других действующих лиц?

Моноспектакль — это не «ограничение», а, наоборот, открытие другого мира. Этот жанр может быть таким же захватывающим, как шоу, драма, танец. Причем все это может создавать один человек на сцене: показать зрителю за один час целый мир.

К тому же монодрама —  это не обязательно один герой. В постановке «Фауст» я играю и Мефистофеля, и Фауста. В «Макбет. Реконструкция», который будет представлен в рамках фестиваля Solo 2 октября, я играю сразу четырех персонажей: ведьму, Макбета, короля Дункана и леди Макбет.

Ɔ. Чем монодрама отличается от классического спектакля в плане восприятия?

Для меня главное отличие — это предельная исповедь актера, которая происходит на сцене. Помимо истории, пластики и спецэффектов — элементов классического спектакля — здесь появляется и моя личная боль. Такая откровенность притягивает и зрителей, и режиссеров, и актеров. При этом любой человек в зале более остро воспринимает такую постановку. Она обладает какой-то магической силой, способной погрузить зрителя в другую реальность, где он остается один на один с актером и его переживаниями.

Ɔ. Сможет ли актер, который в течение какого-то времени был главным на сцене, дальше работать с коллегами без проявлений звездной болезни?

Монодрама — это физически тяжелый и сложный спектакль для актера. Это игра на выживание, в которой нет места тщеславию. С ее помощью, наоборот, можно излечиться от звездных «вирусов», что-то пережить и приблизиться к истине — ради этого и существует театр.

Ɔ. С чего стоит начать знакомство с этим жанром?

Главное — смотреть такие спектакли живьем, а не в записи. Каких-то других рекомендаций нет. Нужно обязательно увидеть Алису Фрейндлих в постановке «Оскар и Розовая Дама. Четырнадцать писем к Богу», Константина Райкина в «Контрабасе», Евгения Миронова с моноспектаклем «Гамлет. Коллаж». Ну а лучшие моноспектакли мира ежегодно представляет фестиваль Solo, каждый день здесь может стать особенным для зрителя. Именно на Solo я увидел величайшую постановку театрального классика Роберта Уилсона «Последняя лента Крэппа».

Беседовала Саша Чернякова