Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Все новости
Редакционный материал

«Наступят времена почище»: 50 лет Илье Лагутенко

16 октября исполняется 50 лет Илье Лагутенко бессменному лидеру группы «Мумий Тролль», писателю, актеру, защитнику амурских тигров и символу новой гитарной музыки, пришедшей на смену советскому року. Музыкальный критик Александр Морсин рассказывает о главных заслугах автора песен «Невеста» и «Утекай» — и напоминает, в чем он опередил коллег по цеху
15 октября 2018 12:39
Фото: Валерий Мельников / Коммерсантъ

Принес в Россию брит-поп

Дуплет альбомов «Морская» и «Икра» открыл России 90-х новую британскую музыку — с мощным абразивным звуком и симпатичными поп-аккордами. «Мумий Тролль» стал крайне удачной русской версией групп вроде Pulp, Suede и The Verve, а главное, обновил весь инвентарь отечественного рок-театра. Лагутенко, подобно радикальным новаторам сцены, предложил совершенно иной материал, реквизит и режиссуру. И пусть своя школа новой волны и постпанка с человеческим лицом в стране уже была, а жеманство на публике никого давно не удивляло — для большинства первый модный русский рок ассоциируется именно с «Мумий Троллем». Недаром первое, что увидели зрители русского MTV, — лукавую ухмылку Лагутенко.

Открыл новый тип рок-героя

В 90-х из альбомов, клипов и даже интервью Лагутенко постепенно вырастал новый тип нездешнего лирического героя — манерного андрогина-обольстителя с модной челкой, обаятельной улыбкой и невообразимым вокалом. Именно с приходом Лагутенко в русском роке стали важны интонации, ужимки и позы; чего стоит одна только «Утекай». Попробуйте отделить ее от безмерно вальяжного пения и растянутых на световые года пауз — вряд ли у вас что-то получится. Кроме того, Лагутенко блестяще игнорировал законы жанра, нормы русского языка и формальную логику: проснулась ночью девочка, в подворотне ждет маньяк, на Луне заблеяла коза — вот и вся любовь.

Спел про секс по-новому

С Лагутенко принято связывать новую, порочную, отчетливо сексуальную и раскрепощенную страницу в истории отечественной музыки. «Ожерелье голых поп», «руку ниже бедра — он как столб», «пистоль уперся в молочную грудь» — Лагутенко, в отличие от рэперов новой школы, не рассказывал, с кем у него была близость ровно пять минут назад, но и не прятал имеющийся опыт. Отсылки к интимным переживаниям, игривое настроение, бесконечный флирт прорывались сквозь весьма туманную лирику и возбуждали как минимум интерес. На концертах к двусмысленным строчкам добавлялись взгляды, истома в голосе и эротический шепот.

Нанес Владивосток на музыкальную карту (и деньги) страны

Говоря о музыке, пришедшей из Владивостока, как ни крути первым на ум неизменно приходит «Мумий Тролль». В 2016 году Лагутенко присвоили звание почетного гражданина и наградили орденом «За заслуги перед Владивостоком» первой степени. И, в общем-то, есть за что: Лагутенко придумал, организовал и вкладывал личные деньги в международный музыкальный фестиваль V-ROX, воспевал городские троллейбусы и с любовью снял в клипе центральный Океанский проспект Владивостока. Ну и, разумеется, главное: стадионный гимн «Владивосток 2000» настолько сильно связал далекую точку на карте с трехзначным числом, что в какой-то момент сдался даже глава Центробанка — и поддержал появление новой банкноты. Отныне на 2000-й купюре можно разглядеть Владивосток и мост на остров Русский.

Записал первый альбом Земфиры

По легенде, первая реакция Ильи Лагутенко и продюсера МТ Леонида Бурлакова на демозаписи Земфиры была такой: «Это что еще за Лайма Вайкуле?» Речь шла о песне «–140» с фортепианным вступлением в духе Раймонда Паулса. На кассете, которую Земфира передала Бурлакову через общих знакомых, был записан материал, позже вошедший в дебютный альбом певицы.

«Земфира» записывалась в студии «Мосфильма» силами музыкантов «Мумий Тролля» и, в частности, Лагутенко в качестве саунд-продюсера. Последний не только отказался от гонорара, но и оплатил сведение песен в Лондоне. Промо пластинки взял на себя лейбл «Утекай Звукозапись», что обеспечило ей тяжелую ротацию сначала «Нашего Радио», а потом и радио Maximum, «Серебряный Дождь» и «М-Радио».

Брал самую долгую паузу в истории русского рока

Несмотря на оглушительный успех «Мумий Тролля» в конце 90-х, первые записи группы относятся к совсем другому времени — перестроечному 1985 году. За пять лет группа выпустила два магнитоальбома — «Новая луна апреля» (да, этой песне 30 лет!) и «Делай Ю Ю» — и тихо распалась. После учебы и службы в армии Лагутенко на шесть лет ушел из музыки и разрывался между Англией и Китаем, работая торговым представителем. Кажется, это беспрецедентный случай: ни один фронтмен из канона русского рока не пропадал с радаров на столь длительный срок.

Писал песни от женского лица задолго до Шнура

В 2000-х крикливый блокбастер «Медведица» на концертах МТ обычно исполняли случайные девушки из зала. Однажды роль героини песни, готовой «найти другого, чтобы не плакал и не обижался», исполнила все та же Земфира. Между тем активное использование женского вокала можно найти и в более ранних хитах группы: от хрестоматийных «Дельфинов» и «Забав» до «Лунных девиц».

Записывался с рэперами до того, как это стало мейнстримом

Лагутенко начал записываться с рэп-музыкантами задолго до появления совместных треков Шнура и Фараона, «Би-2» и Оксимирона, «Алисы» и 25/17. Композиция «Три раза» латвийской рэп-группы Fact была записана еще в 1998 году (на английском языке), но год спустя вышла в обновленной — уже русской — версии и вокалом Лагутенко в припеве. Однако по-настоящему резонансным стал более поздний дуэт лидера МТ и солиста трэш-шапито «Кач» Сергея Смирнова. В 2007 году во время церемонии вручения премии FUZZ они исполнили песню «Подвиг» с рефреном «Витя Дробыш, соси, *****». Речь шла о продюсере шестого сезона «Фабрики звезд» и известном композиторе, стоявшем за успехом таких артистов, как Стас Пьеха и Наталья Подольская. Дробыш подал на Смирнова в суд и отсудил 50 000 руб.

Не забронзовел

Если не считать прошлогодний ностальгический тур МТ в честь 20-летия «Морской», Лагутенко никогда не эксплуатировал образ легенды русского рока и, кажется, так и не вошел в пантеон всенародных любимцев и хедлайнеров «Нашествия». В его интервью нет тоски по былой славе, жажды оседлать все тренды или разгромной критики в адрес новых рок-героев; куда чаще он рассуждает о моде, анимации, VR-технологиях, экологии и авторском праве. Собственно, искусство красиво стареть — это тоже про вечного «кассетного мальчика» Лагутенко.

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Арина Крючкова
«Миллениальская» музыкальная группа из Москвы OQJAV выпустила новый альбом «Листики-цветочки» и начинает серию концертов-презентаций
Александр Морсин
В апреле исполняется 20 лет «Гранатовому альбому» группы «Сплин». Музыкальный критик Александр Морсин — о том, как «Орбит без сахара» породил русский продакт-плейсмент и предвосхитил приход «лабутенов» в массовую культуру
Александр Морсин
40 лет назад Борис Гребенщиков и Майк Науменко записали альбом «Все братья — сестры», приквел ко всему русскому року восьмидесятых. Музыкальный критик Александр Морсин вспоминает, о чем пели БГ и Майк задолго до «Рок-н-ролл мертв» и «Сладкой N»
Александр Морсин
В июле 1988 года полуподпольная группа «Звуки Му» записала дебютный альбом «Простые вещи» — главную психоделическую пластинку советской новой волны и лучшую аудиокнигу о белой горячке