Протоиерей Владимир Вигилянский: Мы приближаемся к временам Византии, когда догматы церкви обсуждались на рынках
Разрыв общения между РПЦ и Константинопольским патриархатом и его значение для рядовых верующих — проблема, которая делится на несколько подвопросов. Так, рядовых верующих на территории России этот вопрос не затрагивает никак. Для них все остается как было. Они могут даже ничего не знать о произошедшем. А вот смешанные семьи, живущие вне России, это уже ставит перед определенным выбором. В Западной Европе, Америке и некоторых других странах большинство русских храмов находится под управлением Константинопольского патриархата — это наследие советской истории, когда в поисках окормления часть православных эмигрантов, не присоединившихся к Русской православной церкви за рубежом, перешли под омофор Вселенского патриарха. Поскольку теперь Русская православная церковь запрещает своим верующим причащаться в таких храмах, они столкнутся со сложностями.
Какие-то затруднения появятся и у путешествующих на Афон или живущих в Северной Греции, которая находится в юрисдикции Константинополя. Так что на разных группах верующих это скажется по-разному. Кто-то не заметит, а кому-то придется принимать решения, поскольку наша церковь, считайте, запрещает участвовать в таинствах церкви под юрисдикцией Фанара, а значит, не будет признавать крещение и венчание, совершенные в этих храмах.
Но в этом смысле ситуация за рубежом вернется к положению, известному из недавней истории. Ведь, скажем, для зарубежной русской церкви таинства в храмах Московской патриархии считались безблагодатными. Они их не признавали. Из-за этого часть зарубежников так и не смогла признать объединение с Москвой. Что ж, люди тогда тоже выбирали, какой храм им ближе, с кем они хотят быть. Я человек пожилой, поэтому помню, как решался вопрос верующими внутри СССР. Мы ведь тоже знали, в какой храм ходить не стоит (потому что священник там, например, излишне связан с властями), и вместо этого ездили, например, в Псково-Печерский монастырь.
Предполагаю, что на Афоне все останется так, как и было заведено, — втайне и от Московского, и от Константинопольского патриархата
Люди прекрасно ориентировались и будут ориентироваться сейчас. Почему-то принято думать, что большинству нынешних верующих абсолютно все равно, в какой храм ходить, лишь бы было «Господу помолимся — Господи, помилуй». Но это совершенно не так. Видимо, мы приближаемся к временам Византии, когда на рынках обсуждались догматические вопросы и именно народ судил, кто отпал от веры, а кто нет. Сейчас люди тоже все отсортируют. Кто-то признает для себя решение РПЦ, кто-то посчитает, что ему ближе его константинопольский приход, но думаю, что таких будет меньшинство. Я и сейчас знаю живущие в Германии семьи, которые возят причащать своих детей в соседний город, потому что в их городе «батюшка не тот». Так что не думаю, что уже сложившийся баланс может сильно измениться.
Как-то решится и с Афоном. Я неплохо знаю наших афонитов — и богатых паломников, и просто фанатиков Святой горы. Знаю и местную ситуацию. Думаю, что большинство афонских монахов поддерживают Московский патриархат в споре по поводу Украины и не согласны с действиями Варфоломея. Они принадлежат к Константинопольскому патриархату, но не особенно любят патриарха. Да и самому Варфоломею от Афона не нужно ничего, кроме поминовения на службах. У постоянных паломников на Афон там обычно есть свои духовники — греческие монахи. Они могут спросить у них, как следует поступать, когда Московский патриархат запретил принимать таинства на Афоне. И как духовник скажет, так они и будут действовать. Не могу судить, но предполагаю, что втайне и от Московского, и от Константинопольского патриархата все там останется, как и было заведено.