Как я выиграл состязание за право заниматься бизнесом
Мне семнадцатый год, а первую свою фирму я зарегистрировал в 14 лет, благо учился тогда в США: там можно. Мой отец — известный петербургский технологический предприниматель, старшая сестра — тоже бизнесмен. Я хотел доказать — всем и самому себе, что могу создавать бизнесы.
Первые мои суббизнесы были в рамках бизнеса сестры, а я стремился создать что-то исключительно свое. Чтобы заработать первоначальный капитал, сделал для компании сестры крупный проект — акселератор промобюджетов. Он позволил начать бизнес самому, а не просить деньги у отца.
Отец бы и не дал. Он не был против моего предпринимательства как такового, но считал, что в первую очередь мне нужно учиться.
Незадолго до этого отец забрал меня из американской школы, отлучив от всех моих американских вольностей, сказывавшихся на успеваемости. Вернул в родной Питер. Учеба и подготовка домашних заданий до 17.30, час на отдых, потом тренировка до половины девятого. Оставшееся время можно отдать увлечениям.
Кто сильнее
Тогда набирали популярность батлы питерских реперов в ютуб-канале, и мне пришла в голову мысль: а не проводить ли спортивные батлы — зарубы представителей разных видов спорта? Без мата, без драк: только соревнование в силе и выносливости.
Похожие проекты есть на Западе: в Канаде, в Германии. Но там ими занимаются качковские клубы — закрытая тусовка. Их ютуб-каналы смотрят, но массового интереса они не вызывают: это не бизнес.
А я решил сделать именно бизнес — спортивное шоу для широкого круга зрителей. Ютуб-канал по качеству контента и картинки не хуже телевизионного, чтобы зарабатывать на рекламе. Знакомые предприниматели были скептичны: «Прикольно, но заработать на этом вряд ли удастся».
Бизнес-идея пришла неожиданно. Мой тренер — Артур Корчемный, чемпион мира по боевому самбо, знаменитый спортсмен и тренер. Я постоянно мучил его вопросами: кто сильнее — самбист или бодибилдер, кто выносливее — кроссфитер или армрестлер? И как понять, кто сильнее, кто выносливее, какие соревнования позволяют это выяснить? Артур задумывался об этом, советовался с коллегами-тренерами — так сформировалась методика сравнения.
Я сумел убедить Артура Юрьевича, и он стал моим партнером по бизнесу. Без него проект был бы невозможен. Авторитет Корчемного в мире силовых видов спорта — такой же актив, как и мои денежные инвестиции в проект, поэтому в нашем предприятии мы равные акционеры: 50 на 50.
«Лифтер» против «греко-римлянина»
Проект Vortex Sport стартовал в октябре 2017 года. Три миллиона рублей — негусто для раскрутки массового ютуб-канала. На эти деньги мы не могли рассчитывать на платное продвижение с помощью рекламы на других каналах.
Денег хватало только на аренду съемочной площадки — на промплощадке за городом, покупку звукового и светового оборудования, приглашение профессионального режиссера. Вместе придумали ролики в этаком американском стиле, в котором там снимают боксерские бои и бои в единоборствах. Для нашей страны эта стилистика внове, и это должно было сработать. Сценарии писали сами: денег на сценаристов не было.
Важно было потратить эти деньги с умом и максимально «отбить» расходы за счет рекламы. Для органического роста рекламы нужны просмотры — много просмотров. Для просмотров нужен хайп. А для хайпа нужны звезды и интрига.
Подобрали такие пары спортсменов, которые не могли встретиться ни в одном другом виде соревнований: кросслифтер против «греко-римлянина», «американский футболист» против регбиста, самбист против бодибилдера, кроссфитер против каратиста, акробат против «смешанного единоборца»! Пригласили спортсменов из разных регионов России, из ближнего и дальнего зарубежья, чтобы канал не был только петербургским.
Первые ошибки
До многого доходили своим умом, потому не избежали ошибок. «Лоханулись» со светом. Не знали, какое должно быть оборудование для съемок, и воспользовались советами тех, кто это оборудование предоставлял.
Если посмотреть первый сезон, первые четыре серии, то света откровенно мало. И сама картинка не очень хорошего качества. После первого сезона мы вынуждены были поменять световиков и закупить новое световое оборудование. Неплановые траты, но пришлось на это пойти.
Но более серьезная ошибка: мы недооценили уровень физической нагрузки на спортсменов на наших зарубах. Слава Богу, что это обнаружилось на самом же первом соревновании, и спортсмен не пострадал. У нас был спортивный врач, но его возможностей оказалось недостаточно. Участник первой пары, вице-чемпион России по бодибилдингу Юрий Карпенко, соревнуясь с самбистом, чемпионом Санкт-Петербурга, прошел состязания на высоком пульсе — за 200 ударов в минуту. После соревнований он, сделав несколько шагов, лег на скамейку. Врач вызвал скорую. Съемка проводилась (и до сих пор проводится) на съемочной площадке в одной из питерских промзон, и карета скорой никак не могла нас найти. Когда она, наконец, доехала, Юрию стало лучше, и он отказался от госпитализации.
На всех последующих наших состязаниях уже дежурила бригада скорой помощи.
Шреддер и Блуд спешат на помощь
Драматизм, а значит, и хайповость состязания часто непредсказуемы: в этом риск нашего бизнеса. Невозможно сказать наверняка, получится или нет с помощью той или иной зарубы вызвать высокий интерес публики.
Например, рекордное число просмотров набрало состязание между победителем различных турниров по силовому экстриму Алексеем Марковым и двукратным чемпионом мира по самбо, заслуженным мастером спорта Денисом Гольцовым. Сначала выигрывал стронгмэн, но кто бы мог подумать, что почти в самом конце у него намертво сведет мышцы. В результате самбист выиграл, причем буквально на последних секундах.
А в третьем сезоне Юрий Карпенко соревновался с одним из основателей и главных идеологов воркаут-движения в России Михаилом Баратовым. Соревнование было на пределе для обоих. По ходу зарубы Михаил умудрился разбить две чугунные гири — они разлетелись на куски. Сначала он, выполняя рывок гири, разбил об пол свой снаряд. Потом схватил гирю соперника и спустя несколько упражнений умудрился расколоть и ее. Казалось бы, представитель воркаута должен быть лучше готов к нашим соревнованиям, нежели представитель такого эстетического вида спорта, как бодибилдинг. Но вышло иначе: нервничать было из-за чего. Михаил в итоге проиграл Юрию.
И после этого воркаут-сообщество устроило такой шум — о законности победы, о судействе, — что мы решили устроить в четвертом сезоне командное соревнование между лучшими представителями воркаута и бодибилдинга.
Повысить вероятность хайпового развития событий можно, создавая условия для того, чтобы яркие истории случались. Например, мы четыре сезона подогревали интерес к соревнованию двух знаменитых спортивных влогеров: Алексея Шреддера и Виктора Блуда. Их противостояния болельщики ждали больше года, но они выступали в разных парах и сошлись только в пятом сезоне. Ролик их зарубы так быстро набирает число просмотров, что, возможно, установит новый рекорд.
Удвоение подписчиков
Одним хайпом не обеспечишь охват аудитории, интересный для рекламодателей. А денег на акселерацию у нас, как я уже сказал, не было. Потому мы начали два народных подпроекта, создающих естественную акселерацию.
Это Vortex Sport New Generation: ютуб-батлы, в которых молодые талантливые спортсмены-любители завоевывают себе имя и получают возможность выйти на основную арену — Vortex Sport Battle. И Vortex Battle Challenge — аналог телепроектов поиска талантов, но только в силовых спортивных дисциплинах, организованный в нашей группе в сети «ВКонтакте».
Затраты на эти проекты минимальные. Участники сами снимают ролики о собственных спортивных достижениях, судейская коллегия из популярных спортсменов работает «за интерес», съемки работы судей проводятся одной камерой собственными силами команды проекта.
Реклама на синергии
Первых двух рекламодателей — клуб единоборств «Аллигатор» и производителя спортивного оборудования Yousteel — помог привлечь Артур Юрьевич. Но потом дело пошло веселее. Затраты во втором и последующих сезонах были порядка полутора миллионов. А рекламные поступления уже во втором сезоне достигли 1,2 млн рублей.
Постепенно мы начали размещать коммерческие проморолики перед показом батлов на ютуб-канале. Позднее наладили сотрудничество с букмекерами: размещали рекламу компании 1Х BET в каждом выпуске.
Но в третьем сезоне некоторые рекламодатели сократили бюджеты: кто-то оставил только «имиджи» на соревновательной площадке. Мы еще не умели предлагать заказчикам наиболее эффективные формы размещения, и заказчики еще плохо понимали, как работать со спортивным каналом как рекламоносителем. Учились вместе.
Потери в рекламных поступлениях компенсировались новыми приобретениями — за счет того, что мы нашли новые модели сотрудничества со спонсорами. В третьем сезоне к нам пришли два спортивных ютуб-канала, которые не только принесли деньги, но и партнерские размещения в своих плейлистах.
Нашим рекламодателем стал, казалось бы, совершенно неожиданный для спортивного канала заказчик — питерская сеть супермаркетов «Лэнд». Они разместили свои «имиджи» на съемках всех батлов — 650 тыс. рублей.
Рекламный контракт — результат синергии с сопутствующим «офлайновым» проектом — «Битва за ЗОЖ», который мы чуть раньше начали совместно с «Лэндом». Это первое наше офлайновое спортивное шоу — кулинарные поединки в торговых залах гипермаркетов: кто из известных спортсменов, раскрученных нашим каналом, вкуснее и лучше приготовит различные блюда из продуктов, позиционируемых торговой сетью как продукты здорового питания. Проект позволил привлечь в супермаркеты новых посетителей, и «Лэнд» решил усилить эффект привлечения за счет рекламы на канале.
В четвертом сезоне я договорился о размещении рекламы с немецкой компанией — производителем кофемашин WMF, поступления от которого покрыли большую часть наших затрат на организацию съемок. Это тоже синергия с новым сопутствующим проектом — Vortex Coffee: сети автоматизированных кофе-пойнтов на оборудовании WMF. Я только-только начал этот проект, кофе-пойнты только устанавливаются, но немецкая компания уже обеспечивает проекту поддержку за счет рекламы на спортивном канале.
В четвертом сезоне рекламные поступления составили 3,1 млн рублей, а в пятом — 4,3 млн. Мы вышли на прибыль.
Из онлайна в офлайн
Несколько месяцев назад мы начали брать заказы на организацию и проведение спартакиад для компаний, которые пока не интересует реклама в наших каналах. Это потенциально отдельное доходное направление.
Стоимость подготовки и проведения мероприятия — 5–15 млн рублей, в зависимости от масштаба и пожеланий заказчика, доходность для нас как организаторов — 15–20%. Уже провели две спартакиады для энергетических компаний и спартакиаду для сети АЗС Circle K.
Участники проекта начали выступать на городских спортивных праздниках — в качестве комплимента муниципальным властям, которые остро нуждались в «живой струе»: людям неинтересно было смотреть на тоскливые действа, которые из года в год устраивались на открытых площадках Петербурга. В итоге нас заметили городские власти — и не только в Питере, начали включать в планы праздников и, соответственно, в городские бюджеты.
Право на бизнес
Прошел год, а Vortex Sport — уже серьезный бизнес-проект. За год мы потратили в общей сложности 12,7 млн рублей, в том числе вложившись в дорогое шоу на предстоящей спортивной выставке: оно стоило столько же, сколько мои начальные инвестиции в весь проект. Но уже сейчас получили 500 тыс. рублей прибыли — это без потенциальных доходов от участия в выставочном шоу.
У нас 102 тысячи только подписчиков, отдельные ролики по числу просмотров подбираются к миллиону. Страница проекта в сети «ВКонтакте» — 100 тысяч подписчиков.
Ближайший преследователь — немцы, которые делают похожие соревнования, но отстают от нас на несколько десятков тысяч, хотя существуют гораздо дольше. Так что Vortex Sport как минимум самый популярный проект в Европе, тем более что в нем уже участвуют спортсмены не только из Восточной, но и из Западной Европы.
Тем временем отец продолжает бороться за мою успеваемость — установил даже более жесткие KPI по школьным оценкам. Но я для него и для всех теперь взрослый предприниматель.