Снегурочка-киборг. О необычной премьере в Новом пространстве «Театра Наций»
Народная сказка о смерти Снегурочки, пожертвовавшей жизнью ради любви, превратилась под пером Александра Островского в притчу о любви и смерти. Текст ее, хоть и не зарифмован, но ритмичен и легко ложится на музыку: фактически «Снегурочка» писалась в соавторстве с молодым Чайковским, который создал для нее музыкальное сопровождение. Премьера спектакля прошла на сцене Большого театра: в постановке участвовали балетная и оперная труппы, а также драматические артисты из расположенного по соседству, но временно закрытого на ремонт Малого театра. А через некоторое время композитор Римский-Корсаков написал по тексту пьесы оперу. Сценическая судьба «Снегурочки», таким образом, была предрешена: из нее почти всегда делали красивую костюмированную музыкальную постановку или оперу.
Спектакль Олега Долина получился взрослой сказкой, которую с удовольствием смотрят дети, но, возможно, не все разберутся в ее сюжетных хитросплетениях. Это сказочный спектакль, но совсем не в русском народном стиле. Тут нет Масленицы, гуляний, песен, привычной музыки, красивых нарядов, хохломы, кокошников, даже кика, которую нацепляет на себя Бобылиха для похода в царские «хоромы» Берендея, — немыслимого вида грязноватый обруч. Волшебный мир тут совсем другого рода. А персонажи похожи на обычных людей, только одеты они довольно замысловато.
Долин сильно сократил текст Островского, добавил в него новые реплики. Почти все главные действующие лица на месте: Мороз, Весна, Снегурочка, ее приемные родители из мира «людей» Бобыль и Бобылиха, девушки Купава и Радушка, пастушок Лель, Леший, купец Мизгирь (ему суждено полюбить Снегурочку, а ей погибнуть от любви к нему) и царь Берендей. При этом актеры исполняют сразу много ролей в спектакле, и запутаться в том, кто есть кто, неподготовленному зрителю довольно просто. Только роль Снегурочки отдана одной актрисе — Полине Виторган. И эта роль, наверное, главный успех спектакля.
Действие разворачивается в небольшом черном кубе, по периметру которого расставлены два ряда черных скамеек для зрителей. При этом актеры как будто находятся среди зрителей, но «игру с залом» они ведут очень аккуратно и ненавязчиво, как будто постоянно спрашивая разрешения: а можно я тут присяду, а можно мы сейчас устроим дождь из конфетти? Атмосфера радушная и доброжелательная: то ли зрители пришли в гости к берендеям, то ли те зашли на огонек, то ли просто собрались добрые товарищи и решили полтора часа поговорить по душам.
Все персонажи этой сказки — веселые ребята, с черно-белым гримом на лице, искренние в своих желаниях, открытые, ничего от мира не скрывающие. Вот Бобыль с Бобылихой заявляют, что хотят выгодно выдать Снегурочку замуж и хорошенько на этом нажиться. Сводящий с ума всех девушек своими песнями Лель решает вместе с Купавой (пострадавшей от разлюбившего ее Мизгиря) отомстить Снегурочке и вызвать у нее жгучее чувство ревности. Царь Берендей искренне озабочен положением дел в своем королевстве, впавшем в немилость и потерявшем расположения бога Ярилы, и придумывает хитроумный план, как бы это расположение вернуть и всех вокруг быстренько переженить. Мороз мило, по-домашнему бранится со своей женой Весной, обсуждает, как воспитывать дочь Снегурочку. Эти персонажи — что Мороз с Весной и Лешим, что берендеи — просто люди, со свойственными им пороками и желаниями.
Совсем не такова Снегурочка. Она до поры до времени лишена какого-либо чувства в принципе: ее лицо безжизненно, а пластика напоминает движения робота. Передвигается она на гироскутере, скрытом от глаз зрителя длинным подолом ее платья. Поселившись среди людей, Снегурочка вносит смуту в привычный уклад жизни: берендеи-мужчины уже не смотрят на своих прежних избранниц, их взоры обращены на это странное инопланетное существо, и женщины-берендейки таким положением дел явно недовольны.
Но заданная на много лет вперед компьютерная программа, вшитая в сердце холодной и потусторонней Снегурочки, внезапно дает сбой. Насмотревшись на бурю людских страстей, бушующих вокруг нее, она решает «прыгнуть в омут с головой» и вымаливает у матери Весны разрешение на любовь.
И внезапно на этот черно-белый мир, лишенный красок и очарования, низвергается с небес водопад красных надувных шаров: шары заполняют все пространство разом, зрители радостно включаются в игру и начинают весело кидать их Снегурочке, которая, скидывая с себя стягивающие ее тело одежды и оставаясь в легком, воздушном белом сарафане, расправляя склеенные и неподвижные волосы, превращается в прекрасную девушку. Она чувствует запахи, видит красоту леса и влюбляется в первого встречного — в Мизгиря. Но главный враг Снегурочки — бог солнца Ярило — своим появлением моментально убивает едва познавшую радость любви девушку. Снегурочка тает в одну секунду, и напрасно ее безжизненное тело пытается растолкать оплакивающий ее Леший.
А тем временем в королевстве берендеев все встает на свои места. 15 лет они были наказаны богом Ярилой за то, что жили вместе со Снегурочкой, и позволили холоду ворваться в их души. Трагический финал этой истории Долин скрашивает появлением уменьшенной копии Снегурочки — гироскутера, «одетого» в белое, олицетворяющего рождение новой Снегурочки у Весны и Мороза. Смену времен года отменить невозможно, все повторится вновь. И после Зимы всегда наступит Весна, а за ней — придет Лето.
Спектакль получился грустной притчей про людей, разучившихся видеть прекрасное. Весь мир стал напоминать черно-белое кино. Первые слова, которые произносит Леший, и есть тот печальный диагноз, который режиссер ставит нашему обществу:
В сердцах людей заметил я остуду немалую,
Исчезло в них служенье красоте.
А видятся совсем другие страсти: тщеславие,
к чужим нарядам зависть и прочее.
Можно спорить, детский это спектакль или не детский и можно ли такую грустную историю показывать подросткам: в программке стоит маркировка 12+. Главное же, наверное, то, что у зрителей «Снегурочка» вызывает живой отклик, и если даже кто-то из них всплакнет в финале, это будут благодатные и искренние слезы.