![Аватар](/_nuxt/img/none.b96e764.png)
«Это не просто гаечки и винтики, это чьи-то жизни». Электромеханик по ремонту аппаратуры о своей работе
![Фото: Владимир Черняховский](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/46/34/46346d7d903610b1da9f7d83d098f71658eb1f655ad70fa4da59e95444a03073.jpg)
Ларисе Гореловой 56 лет, и 35 из них она отдала железной дороге: разбирала и ремонтировала реле, которые отвечают, например, за перевод стрелок на путях и переключение сигналов светофора. А позже возглавила участок по ремонту аппаратуры, отвечающей за управление движением поездов на подмосковной станции Манихино. Недавно Лариса вышла на пенсию, но это не мешает ей иногда заходить на работу. А ее рассказы о детстве только подтверждают, что эта женщина — прирожденный технарь.
Я не планировала работать на железной дороге, просто так вышло. Я была очень любопытным ребенком, думаю, у меня это от папы. Игрушки, которые мне дарили, жили максимум два-три дня, потому что я их разбирала. Началось все с того, что как-то папа мне сказал: «А давай посмотрим, почему эта кукла моргает?» — и мы вместе ее распотрошили. Мне было очень интересно, что там внутри.
Моя тетя работала в Прибалтике. Однажды она приехала в отпуск к нам, в Смоленскую область, и привезла мне железный самолет — он прожил неделю. Что такое отвертка, я еще не знала, но нашла что-то острое, отогнула металл и изучила самолет изнутри. Потом я пыталась собрать его, но у меня остались лишние запчасти.
Меня никогда не ругали за сломанные игрушки, притом что они тогда были дефицитом и дарили игрушки всего пару раз в год: на день рождения или Новый год. Единственная игрушка, которая у меня сохранилась, — шагающая кукла. Ее подарили мне в более сознательном возрасте, и мне стало жалко ее разбирать.
![Фото: Владимир Черняховский](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/23/fe/23fe5f006ce722d2cec1962633bec257a55367d01c75ed705b72f46ee04b7fbf.jpg)
![Фото: Владимир Черняховский](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/76/d9/76d9b0d82ec3601fb7104081ed12275543b788386e6976da1918276853c8da91.jpg)
![Фото: Владимир Черняховский](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/de/d6/ded61486158f8046839f51ae26466bcb833ee9707b45d1548870b64aa96dd1e5.jpg)
После 8-го класса моя подружка решила поступать в Калужский техникум железнодорожного транспорта и предложила пойти с ней, за компанию. В итоге она не прошла по баллам, а я поступила на специализацию «автоматика и телемеханика». На производственной практике, которая проходила в орехово-зуевском участке по ремонту устройств сигнализации, централизации и блокировки (РТУ СЦБ), преподаватели привили мне любовь к железной дороге, к инструменту и аппаратуре. Я узнала устройство железной дороги изнутри, прямо как в детстве! Учиться мне очень нравилось, и группа у нас была хорошая (7 девочек и 23 мальчика) — я общаюсь с однокурсниками до сих пор.
После техникума меня по распределению взяли в Рижско-Савёловскую дистанцию СЦБ электромехаником. Потом мне доверили паять схемы в устройствах. Мы занимались ремонтом реле, а этих реле — более 300 наименований, и обо всех надо знать, у каждого своя функция.
Среди железнодорожников бытует стереотип, что эта работа легкая: сидишь себе в тепле и ковыряешься в приборе. Но, во-первых, это тонкая работа: регулировка механических параметров идет до десятой, а то и сотой доли миллиметра. На ремонт каждого прибора дается определенное время и ни минутой больше, при этом еще надо соблюсти всю технологию «от» и «до». Во-вторых, работа физически тяжелая: самые маленькие реле весят от 1,2 кг, а есть блоки, в которых несколько реле — до 23 кг. Грыжи и проблемы со спиной — обычное дело в нашей профессии.
Вообще, на железной дороге случайных людей не бывает. Приходили к нам потенциальные работники, наслушавшись баек, неделю работали, не получалось, и уходили, испугавшись ответственности. Я всегда говорила им, что это все не просто гаечки и винтики, это чьи-то жизни! Релейная — сердце станции, которое состоит из маленьких клеточек, а мы их ремонтируем. Если вдруг будет нарушена технология, релейная даст сбой, а из-за этого поезд и с рельсов сойти может, и проехать на запрещающий сигнал светофора и врезаться в другой.
![Фото: Владимир Черняховский](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/30/06/3006fd36898e4557e18ca479c617468ec8de40c4aeba1e9ddfa1851c72fb4971.jpg)
![Фото: Владимир Черняховский](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/8d/ab/8dabb85f7438e89af0bbad5541d4b3a8b0f5c8f455819ad60a7f6fa9eaf73fae.jpg)
![Фото: Владимир Черняховский](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/61/b5/61b503b67f2f80705e331a42dc1064024cee400ae5784df20b9379a28ee8796e.jpg)
![Фото: Владимир Черняховский](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/69/e9/69e9695ae115a5dc78694e583088c4164af2f1fe3495bfda52e2ff622a82179d.jpg)