Виолончельный концерт Антонина Дворжака

Борис Андрианов:

Виолончель может выступать как сольный инструмент с камерным или симфоническим оркестром, с фортепьяно или же «в одиночку». Виолончельный концерт Дворжака — это невероятно пронзительный и самый известный в мире пример выступления виолончели с симфоническим оркестром. Когда слышишь, как один инструмент соперничает с огромным оркестром с мощной партитурой и красивыми мелодиями, очень трудно удержаться от эмоций. Вступление оркестра длится четыре минуты, и когда наконец начинает звучать соло виолончели, кажется, что это голос живого человека. 

Иоганн Себастьян Бах. Сюита для виолончели соло, №5

Борис Андрианов:

Виолончелистам очень повезло, что величайший композитор всех времен написал целых шесть сюит. Это своего рода виолончельная библия. Пятая сюита — одна из самых важных ее глав, которая емко и органично передает каждому слушателю свое послание. Самое интересное здесь, что в привычном виолончельном строе «до-соль-ре-ля» Бах перестроил струну «ля» на «соль». Инструмент стал звучать мягче, появились новые возможности и аккорды. Это было очень необычно и авангардно для того времени. Я специально не стал называть популярную «Прелюдию» из первой сюиты Баха — предлагаю начать с более необычной пятой сюиты, а потом уже познакомиться с остальными.

Золтан Кодай. Соната для виолончели соло, opus 8

Борис Андрианов:

Сочинение Кодая было написано в 1915 году, и по сути за весь XIX век, в период между Бахом и Золтаном, для сольной виолончели не было создано ничего. Соната Кодая — сложное произведение. Как и у Баха, здесь перестраивается струнный строй, у инструмента появляется другой характер звучания. Партитура же построена таким образом, что, если слушатель закроет глаза и не будет видеть, сколько на сцене музыкантов, он решит, что их как минимум трое. Кроме того, соната написана с элементами венгерского фольклора, и это переплетение классики и народных мотивов звучит невероятно органично и изящно.

Альфред Шнитке. Соната для виолончели и фортепиано №1

Борис Андрианов:

 Эту сонату Шнитке написал в 1978 году для виолончелистки Натальи Гутман. Противоречивое произведение: музыка может понравиться слушателю, может доставить страшный дискомфорт, но точно никого не оставит равнодушным. Местами соната благозвучна, но здесь очень чувствуется тревожность, тема жизни и смерти. Шнитке много болел, пережил клиническую смерть, инфаркт, и этот опыт отразился на его музыке. Я играл эту сонату много раз, использовал ее в нашем проекте с Артуром Смольяниновым «Посвящается Ялте» по одноименной поэме Иосифа Бродского, потому что Шнитке и Бродский очень хорошо сочетаются между собой. Это очень сильное произведение.

Йозеф Гайдн. Концерт для виолончели с оркестром до мажор

Борис Андрианов:

 Это произведение написано в первой половине XVIII века, но больше 200 лет пролежало в Пражской библиотеке в забвении. По какой-то причине библиотека до сих пор никого не пускает в свои архивы, но в 1960-х годах туда удалось попасть Мстиславу Ростроповичу. Он и нашел этот концерт Гайдна, который сразу же стал одним из самых исполняемых произведений для виолончели с камерным оркестром. Это невероятно оптимистичное и жизнерадостное, гениальное произведение: для того, чтобы написать светлую музыку, которая не звучала бы как детская песенка, нужно иметь настоящий талант. Концерт всегда поднимает мне настроение, и я уверен, что нам еще только предстоит открыть Йозефа Гайдна, который пока незаслуженно находится в тени Моцарта.

Подготовила Саша Чернякова