Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

К сожалению, билеты на сайфай-постановку швейцарского гения Кристофа Марталера «Мы берем это на себя» и некоторые другие громкие спектакли фестиваля давно раскупили. Но это не значит, что «Новый европейский театр» для вас закрыт! Рассказываем о самых интересных событиях юбилейной программы, которые еще не поздно внести в календарь.

«Войцек, или Эскиз головокружения»

30 ноября в 19.00 в кинотеатре «Октябрь»

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

К своему 20-летию NET приготовил спецпрограмму: зрители смогут посмотреть на большом экране записи спектаклей, приезжавших на фестиваль в прошлые годы. Сеансы будут идти в пяти городах: Москве, Петербурге, Казани, Екатеринбурге и Калининграде. Пока известны только даты московских показов — все они пройдут в кинотеатре «Октябрь» с 30 ноября по 2 декабря. Программу открывает «Войцек» французского хореографа и режиссера Жозефа Наджа.

Постановки Наджа критики относят к направлению, которое, за неимением лучшего термина, принято называть визуальным театром, хотя на практике визуальная составляющая важна в любом виде театра, кроме радиоспектаклей. Но у режиссеров-визуалов вроде Наджа она в приоритете: вместо того чтобы рассказывать историю, они погружают нас в густой поток зрительных образов.

Вот и в «Войцеке» по неоконченной пьесе Георга Бюхнера слов нет вообще, а от сюжета остались одни намеки. У режиссера нет задачи приблизить Бюхнера к сегодняшней публике или предложить какую-то неочевидную трактовку пьесы. Вместо этого он создает на сцене фантастический мир, населенный безобразными глиняными людьми. Существа, похожие на големов, питаются камнями, моются песком и вырезают из себя куски настоящего мяса. Выглядит достаточно жутко и очень эффектно.

«Мой большой спектакль»

1 декабря в 16.00 в кинотеатре «Октябрь»

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Очень маленькая постановка на большом экране. Испанец Давид Эспиноза мечтал поставить грандиозное шоу с 300 артистами, множеством сменяющих друг друга декораций, животными и даже вертолетом, но смог это сделать только в миниатюрном масштабе. Вся постановка умещается в чемодан, как зверинец Ньюта Скамандера из «Фантастических тварей». Если верить режиссеру, он использует только фигурки, выпущенные для моделей железных дорог: они на удивление разнообразны, есть даже пары, занимающиеся сексом (наверное, мы чего-то не знаем о моделировании).

По сути, «Мой большой спектакль» — театр кукол, только куклы не умеют шевелиться, и все, что Эспиноза может с ними сделать, — выстраивать одну за другой статичные групповые композиции. Кто бы мог подумать, что смотреть на это захочется бесконечно! Кстати, режиссер обещал приехать в Москву лично и встретиться со зрителями фестиваля после сеанса.

«Оргия толерантности»

1 декабря в 21.00 в кинотеатре «Октябрь»

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Один из двух самых знаменитых спектаклей бельгийского режиссера и художника Яна Фабра (второй, «Гора Олимп», длится 24 часа с тремя короткими перерывами на сон артистов) и, по идее, главный хит фестивальной кинопрограммы.

«Оргия толерантности» — эталонно возмутительное бессюжетное шоу, в котором режиссер вовсю издевается над западным обществом. Мужчины под присмотром тренеров занимаются спортивным онанизмом. Женщины сидят на тележках из супермаркета и рожают еду. Идейные потребители совокупляются с брендовыми вещами. Персональный стилист Иисуса Христа подбирает ему правильную позу с крестом. В общем, «Шарли Эбдо» отдыхают.

Правда, есть обстоятельство, которое может испортить удовольствие от просмотра. Два месяца назад 20 женщин и мужчин, которые в разные годы работали в компании Фабра Troubleyn, обвинили лидера труппы в сексуальных домогательствах. Верить ли свидетельству двух десятков артистов и стоит ли теперь и дальше смотреть безусловно талантливые постановки Фабра, каждый зритель решает сам.

«Ромео и Джульетта»

2 декабря в 16.00 в кинотеатре «Октябрь»

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Оскарас Коршуновас — это, грубо говоря, литовский Кирилл Серебренников: тоже сделал имя на неочевидных прочтениях классики. А его версия «Ромео и Джульетты», которую NET показывает в кино, — чуть ли не самая удачная в этом веке. Вражду древних родов режиссер перевел в бытовую плоскость: «Монтекки» и «Капулетти» в его спектакле — это конкурирующие булочные. Симпатичные, жизнерадостные пекари похожи на героев итальянского неореализма: поначалу даже не подумаешь, что они действительно станут друг друга резать.

Но на кухне шекспировских героев поселили не только для того, чтобы снизить пафос: как оказалось, кулинарная тема — отличный материал для мрачных метафор. Из муки, помимо теста, можно сделать облачко праха или театральный грим покойника, из большого котла — гробницу, а из вилок и ложек — траурный букет.

Вообще, это невероятно красивый спектакль — и по режиссуре, и в плане сценографии: художница Юрате Паулекайте выжала максимум из концепции Коршуноваса. Есть приятный бонус: режиссер приедет на московский показ и после сеанса обсудит постановку с арт-директором фестиваля Мариной Давыдовой.

«Долгая жизнь»

2 декабря в 20.00 в кинотеатре «Октябрь»

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Еще в начале 2010-х в афишах российских фестивалей постоянно мелькало имя латышского режиссера Алвиса Херманиса. Но после крымских событий прибалт отказывается работать с какими бы то ни было российскими институциями. Правда, в московском Театре наций по-прежнему идут его «Рассказы Шукшина» — лучшая современная постановка о русской деревне с Евгением Мироновым и Чулпан Хаматовой в главных ролях. А обещанный фестивалем кинопоказ его знаменитой «Долгой жизни» — пусть и не полноценные гастроли, но уже что-то.

30-летние актеры безо всякого грима, но крайне правдоподобно изображают стариков — обитателей коммуналки, воссозданной с таким вниманием, как будто художниками проекта работали Илья и Эмилия Кабаковы (на самом деле Моника Пормале). В спектакле нет текста — это коллективное сочинение театра о повседневной рутине «маленьких людей». Херманис как никто умеет рассказывать о частной, незаметной жизни — с большой любовью, но без лишних сантиментов и не теряя чувства юмора.

«Соль земли»

5 и 6 декабря в 19.00 на Малой сцене Театра наций

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Наконец-то не кинопоказ, а живой спектакль! «Соль земли» под авторством израильского режиссера Цви Саара, основанная на романе Амоса Кейнана «Дорога в Эйн-Харод», — еще один пример инновационного театра кукол: как вы уже поняли на примере «Моего большого спектакля», этот вид искусства далеко не обязательно рассчитан на детей. Кукла в «Соли земли» только одна — тряпичная фигурка без лица, изображающая персонажа, который бежит от войны через города и пески. Правда, дома и деревья здесь из бумаги, а вместо песка — простая поваренная соль, засыпавшая всю сцену. За героем постоянно следит камера, поэтому мы видим историю сразу в двух масштабах: с точки зрения большого человека и крошечной куклы.

«Белый кролик Красный кролик»

7, 8, 9, 13, 14, 15, 16 декабря в кинотеатре «Октябрь»

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Загадочный проект, который спродюсирован самим фестивалем — и у которого есть шанс оказаться самым интересным событием в его программе. Иранский драматург Нассим Солейманпур, автор пьесы «Белый кролик Красный кролик», прописал четкие правила ее постановки. У спектакля не должно быть ни режиссера, ни художника. Артист, исполняющий пьесу, видит ее впервые — никаких репетиций. А значит, один человек может играть ее только один раз. Зрители участвуют в спектакле практически наравне с актером. Проект возводит в абсолют главный принцип театра «здесь и сейчас» — каждый показ совершенно уникален и непредсказуем.

Пьеса шла по всему миру, а среди ее исполнителей были, например, Стивен Фрай и Вупи Голдберг. На фестивале NET ее покажут семь раз; играют (в хронологическом порядке) Сергей Епишев, Антон Красовский, Алиса Гребенщикова, Анатолий Белый, Алексей Юдников, Михаил Зыгарь и Юлия Ауг.