Тяжелоатлет Дмитрий Клоков: Мне проще сшить кофточку дочери, чем поменять колесо
Дмитрий Клоков — чемпион мира по тяжелой атлетике 2005 года и серебряный призер Олимпийских игр 2008 года, владелец бизнеса по производству спортивной одежды WINNER и оборудования KLOKOV Equipment. В 2012 году его карьера в спорте завершилась, и Клоков создал канал на YouTube, посвященный тяжелой атлетике. Сейчас он ездит с обучающими семинарами по всему миру.
Ɔ. Ваш отец — заслуженный мастер спорта СССР по тяжелой атлетике, чемпион мира и Европы 1983 года. Это он привел вас в спорт?
Отец был категорически против того, чтобы я занимался спортом. В Советском Союзе было здорово быть спортсменом, но когда карьера заканчивалась, ты оставался ни с чем. Людям приходилось все начинать с начала. Меня же тянуло в спорт, да и все профессиональные спортсмены в окружении отца давили на него, говорили, что сын должен пойти по стопам. И когда мне было 12 лет, он сдался. 10 декабря было ровно 23 года, как я пришел на свою первую тренировку.
Ɔ. Какая из побед запомнилась лучше всего?
Мой последний чемпионат мира 2011 года. Я занял второе место, но это выступление запомнилось больше всего. Когда я стал чемпионом мира в 2005 году, я был счастлив. Думал, что все еще впереди, но через год получил очень серьезную травму плеча и понял, что мечты о новых рекордах придется оставить. Все эти годы я много тренировался, но не особо прогрессировал. И только к 2011 году плечо восстановилось. На том чемпионате я забыл об осторожности, да и соперник попался достойный, захватил кураж. Мы оба взяли серьезный вес и забрали первое и второе места. Но эта эйфория и гонка за килограммами погубила нас обоих. На Олимпиаду в Лондоне мы оба не попали.
Ɔ. Что вы чувствовали в этот момент?
Это был сильный удар для меня и родных, всего окружения. На несколько дней я ушел в себя. Олимпиаду не смотрел. Это было тяжелое время, я многое потерял, в том числе и в финансовом плане. Шестизначная зарплата превратилась в пятизначную, сбережений не было, у нас с женой как раз родилась дочка. Жизнь резко спустила меня на землю, но именно тогда я решил начать что-то делать. И завел канал на YouTube.
Ɔ. Почему вы тогда решили стать блогером?
У меня не было такой цели. Была злость — и я хотел направить ее в полезное русло, подготовиться к следующей Олимпиаде. Профессиональная подготовка стоит больших денег, но за счет государства меня бы туда уже никто не отправил. И я понимал, что деньги можно заработать на YouTube: выкладывать ролики с тренировками и таким образом найти спонсоров. Когда я начал делиться с людьми информацией, число подписчиков, причем в первую очередь иностранных, стало очень быстро расти, прибавлялось по 300–500 человек в день. Меня это удивляло, но я понятия не имел, в чем причина. Только через несколько месяцев узнал, что в Европе и Америке очень популярно направление «кроссфит». Увидел ролик в рекомендациях: огромное количество людей на стадионе смотрит, как спортсмены поднимают штангу по 50–60 килограммов. Мы, штангисты, поднимаем 200 и больше, но на наши соревнования приходит два с половиной человека, а тут — полный стадион. И именно у этой аудитории мои ролики «выстрелили». Спонсоров для поездки на Олимпиаду я так и не нашел, но стал получать много предложений провести семинар: подписчики хотели, чтобы лично делился информацией.
Ɔ. Вы продолжаете развивать свой канал или сосредоточились на семинарах?
Благодаря YouTube и подписчикам я нашел себя после большого спорта, поэтому не хочу засорять его рекламой. Конечно, я выкладываю видео, и в какой-то степени мой канал — это реклама моей деятельности, место для самовыражения и творчества. К примеру, реалити-шоу «Тайские каникулы» я делал для того, чтобы привлечь русскую аудиторию. Из-за роликов с тренировками на меня в основном были подписаны иностранцы, но я хочу жить и работать именно в России, поэтому и запустил шоу. Идея сработала: сейчас на YouTube у меня около 70 процентов россиян, а вот в инстаграме всего 15–20 процентов. Там основная часть подписчиков — иностранцы.
Ɔ. Вы хотите, чтобы ваша деятельность была связана с Россией, но семинары проводите в Америке и Европе. Почему?
Меня часто об этом спрашивают, многие даже критикуют. Но мой семинар в России стоит 5 тысяч рублей с человека, а за границей — 250 долларов. Там это не такие большие деньги, как здесь. Для того, чтобы реализовывать те проекты и желания, которые у меня есть, мне нужны деньги. Было бы глупо от этого отказываться. Семинары за границей — это определенный этап жизни. Моя главная цель — развивать и популяризировать спорт именно в России. У нас очень мало информации о нем. Да, все обсуждают правильное питание и как накачать попу или бицепс, но спорт — это более широкое понятие, чем разговор про мотивацию, тренировки и питание. Сюда входят медицина, технологии, педагогика, культура, а еще социальная и другие сферы жизни человека. И именно мой личный интерес к этому и отсутствие подобной платформы в сети подтолкнули меня добавить другой контент в свои социальные сети.