Фото: Владимир Черняховский
Фото: Владимир Черняховский

Константин Генич — спортивный журналист и телекомментатор, бывший футболист «Спартака» и пермского «Амкара». В 2006 году Генич завершил футбольную карьеру из-за травмы и начал вести матчи на канале «НТВ-Плюс». С 2015 года он комментирует внутренние игры и чемпионаты Европы и мира на канале «Матч ТВ», а также дает футбольные прогнозы в компании «Рейтинг букмекеров».

Ɔ. Почему вы решили стать телекомментатором?

Я закончил футбольную карьеру довольно рано из-за травм. Фактически это была всего одна травма колена, но рецидив случался раз за разом. Мне было 26 лет, на тот момент я перенес уже восемь операций. Когда проходил очередной курс восстановления у психотерапевта, он прямо сказал мне: «Вернуться будет очень тяжело, подумай, чем ты будешь заниматься после футбольной карьеры». Это был тяжелый момент принятия, но постепенно я начал искать какие-то варианты. Тогда же мои друзья порекомендовали меня Василию Уткину, который работал на «НТВ-Плюс». Я прошел собеседование, и так начался мой тестовый период на канале. Я и представить не мог, что это окажется началом довольно успешной карьеры телекомментатора.

Ɔ. Как бывшему футболисту вам было проще влиться в эту среду?

Однозначно, мой футбольный опыт очень помог. Я знал, как бить по мячу, как делать передачи, кто и где должен находиться в определенный момент. И  конечно, мой опыт вызывал определенное доверие у аудитории. Конечно, были и свои сложности. Футболисты редко получают должное образование во время игровой карьеры и вообще довольно легкомысленно к этому относятся: покупают зачеты, поступают в заведения для галочки. Поэтому сразу после футбола окунуться в мир журналистики — начитанных и образованных людей, умеющих четко выражать свои мысли и складывать слова в предложения, — было непросто. Но я много работал, чему-то учился, и уже через пару лет стало гораздо легче.

Ɔ. Вы комментируете матчи уже 12 лет. Как вы научились не поддаваться эмоциям во время игры и сохранять нейтралитет?

Когда комментируешь матч на всю страну — это пик возбуждения. Без эмоций это делать невозможно, ведь в какой-то степени это развлечение. Конечно, преданные болельщики, которые из поколения в поколение верны одной команде, все время чувствуют какую-то предвзятость в голосе комментатора и его интонациях, и угодить им не так-то просто. Но мне повезло, что сам я не болельщик. Если бы я симпатизировал какой-нибудь команде, держать нейтралитет было бы сложнее. Естественно, на Еврокубках я болею за все российские команды. Если наши вылетают — сопереживаю испанским клубам, их футбол мне ближе всего. А вообще мне интересны игроки, а не отдельные клубы. Практически в каждой команде у меня есть хорошие знакомые, за которых я переживаю.

Один из самых популярных вопросов, который задают мне люди на улицах или в твиттере: «За кого вы все-таки болеете?» Думаю, если он все еще звучит спустя 12 лет моей комментаторской практики, значит, я хорошо делаю свою работу.

Ɔ. Как вам удается следить за всем, что происходит на поле?

Футбол 10 лет назад и сейчас — это две большие разницы. Сегодня комментатору очень помогают технологии и огромное количество камер. Если ты что-то упустил или неправильно проанализировал эпизод, можно моментально посмотреть видеоповтор с десятка разных камер. Футбол превратился в грандиозное телешоу с режиссером и огромной творческой командой, которая следит и за полем, и за игроками, и за тренерской скамейкой, и за болельщиками на трибунах.

Если же говорить о профессионализме комментатора, его умении делать акцент на важных моментах, то здесь все приходит с опытом. Это искусство, которое нарабатывается с годами большим количеством проведенных эфиров. Конечно, также важны собранность и максимальная концентрация. Ты в прямом эфире озвучиваешь то, за чем следит огромное количество людей. Поэтому ошибиться и упустить что-то может быть слишком опасно.

Ɔ. Как еще изменился футбол в России за последние десять лет?

В футболе сейчас крутится такое количество денег, которому позавидовали бы все остальные виды спорта. Кроме того, даже за выход в четвертьфинал чемпионата мира нашим футболистам дали заслуженных мастеров спорта. Из-за этого другие чемпионы негодуют, но футбол как был самым популярным видом спорта в России и в мире, так им и остается.

Последние десять лет для России разделились на три отрезка: мы жили до чемпионата мира, в его предвкушении, теперь живем с его наследием — новыми стадионами, инфраструктурой, памятью о выступлении России на нем. Во время чемпионата вся страна объединилась. Ни один другой вид спорта не способен объединить десятки тысяч человек на стадионах и миллионы людей у телевизоров, а российскому футболу это удалось. Но главный плюс — это то, как мы приняли этот чемпионат. Мир узнал о России и российском футболе. Осенью «Лужники» принимали Лигу чемпионов, в 2020 году Санкт-Петербург будет принимать чемпионат Европы. Думаю, что через какое-то время мы снова будем претендовать на прием какого-нибудь финала в Еврокубках. Российский футбол сейчас узнаваем, и это здорово.

Ɔ. Есть что-то, чего ему не хватает?

Ему не хватает звезд. К сожалению, сейчас игроки уровня Халка к нам не едут.

Хотя вот приехал Клаудио Маркизио в «Зенит» — от него, скажем так, ждали большего. Приток футболистов сегодня не такой массовый, а среди тех, что приезжают, нет реальных звезд. С другой стороны, это шанс для России воспитать новое поколение собственных качественных игроков. Но пока «наполнение» российского футбола оставляет желать лучшего. Есть мощные клубы, которые являются драйверами в нашем футболе: «Зенит», ЦСКА, «Спартак», «Краснодар», «Локомотив», но даже в них не хватает квалифицированных игроков. В футболе есть такое выражение: игрок, который может сделать разницу. У нас таких игроков, к сожалению, очень мало.

Ɔ. Вы успеваете отдыхать от футбола?

Конечно, я устаю от футбола. Он занимает 80–90 процентов моей жизни, и без него уже никуда. Даже в отпуске я не могу провести ни дня без футбольных новостей. Я постоянно слушаю матчи в своей машине. Это помогает экономить время и оставаться в курсе событий. Я живу за городом, поэтому очень много времени провожу в своей Toyota Land Cruiser 200. Фактически это мой второй дом. Да и выбирал я машину по этому принципу: хотел уютную, безопасную и красивую. Я давно присматривался к LC 200, прошел два тест-драйва, но все решил случай. Прошлой зимой я застрял в колее после снегопада на проселочной дороге. Думал, что буду ночевать в машине, а потом появилась компания ребят на LC 200 и вытащила меня. После того как ситуация повторилась еще раз, я решил, что это знак, и купил себе автомобиль.

Вообще, моя усталость от футбола всегда краткосрочная. Если я не в отпуске, то  могу пару дней отдохнуть от комментирования и эфиров, но потом мне начинает не хватать футбола. Хочется окунуться в работу с новыми силами, снова переживать эти эмоции и драйв.

Ɔ. Вы думали когда-нибудь заняться чем-то еще?

Сейчас мне сорок, а жизнь после сорока, как известно, только начинается. Если вдруг мне захочется заниматься чем-то другим, я обязательно попробую. Но пока я очень люблю свою работу и не представляю жизни без нее. И мне нравится жить сегодняшним днем, не заглядывая в будущее.

Беседовала Саша Чернякова