Владимир Волошин: Попрощайтесь с теми, кто крадет ваше ощущение счастья
Пару лет назад я заметил, что марафоны бегали все, кто мог и кто не мог. Всплеск спорта в нашей стране — это временная мода или нечто большее? И как не забросить спорт, если уже взялся за занятия?
Мода на спорт еще даже не началась. Если смотреть по статистике, у нас очень малый процент населения занимается спортом или хоть какой-то физической активностью. Потому что спорт — это когда у человека в жизни появилась цель. Не просто чтобы сбросить килограммы — это зачастую ложная цель, а именно пробежать километр, потом три, потом пять, десять. Потом человек начинает понимать, что у него все ограничения в голове и он может пробежать двадцать один. Ему тяжело, естественно, он страдает. Но после финиша приходит осознание: «Раз я могу 21, может, мне замахнуться на 42?» Потом он постепенно окружает себя подобными людьми, и вместе они расширяют друг для друга границы возможного за счет того, что общаются, поддерживают друг друга, и появляется целое движение.
Если взять 2018 год, летний погожий день, вы выходите в Лужники или на Воробьевскую набережную, в парк Горького — толпы людей бегают, ездят на роликах, ходят пешком, с палками. Выросло количество площадок для уличного кроссфита, люди занимаются группами. Смотришь — они уже и экипированы по-другому, какие-то команды образовались, слоганы, хештеги, у кого-то на спине написано «тренер». А теперь сравним с 2008 годом. Тогда инфраструктура была плохая — кривые-косые дороги, разорванный асфальт, набережная странная, и все пьют там пиво. Кто-то один бежит, на него смотрят и думают: «Вот же придурок». Если же говорить о всей нашей стране — ей и вовсе только предстоит подняться с дивана. До регионов этот тренд еще только добирается.
Это потребности людей или тренд, пришедший из Америки и Европы?
Потребности людей и тренд — переплетенные вещи. Люди формируют тренды или тренды формируют людей? И так, и так можно сказать. Соцсети, новые медиа позволяют узнать, какой образ жизни ведут люди в других странах. И сейчас не за горами эпоха новых любителей, то есть появляется категория любителей, которые дадут лучшие спортивные результаты, чем профессионалы.
Как это возможно?
Ну, предположим, среди любителей есть те, кто преодолевает Iron Man на уровне профессиональных спортсменов.
Вот я, к примеру, на марафоне отчетливо почувствовал, что просто так его не пробежать. Если к 21 километру ты еще можешь подготовиться, просто делая, что тебе говорит RunKeeper (а если нормально восстановишься после первого полумарафона, второй пробежишь даже в хорошем темпе), то для марафона этого мало. Нужна физподготовка, длинный шаг, мышечный корсет, чтобы спина и колени не отвалились. А чтобы получить все это, уже мало просто бегать по утрам, надо пару лет жизни распланировать под эту задачу.
Именно! Иначе есть риск, что вы просто получите травму. Людей, получивших подобную травму, в России гораздо больше, чем тех, кто достиг какого-то результата. Причина в том, что у нас уровень самосохранения чуть ниже плинтуса. Люди садятся за руль и не пристегиваются, могут сесть за руль пьяными, жизнь не страхуют. Человек говорит, что здоров, а на самом деле последние два-три года вообще не был у врача. Люди у нас живут на силе мысли, двигаются вперед силой мысли.
Я — официальный пейсмейкер Московского марафона и еще ряда забегов в России и за рубежом и каждый раз наблюдаю одну и ту же картину. Вот осенью на Московском марафоне за мной было примерно 1100 человек. Я вместе c напарником бегу точно в темпе: шесть минут одна секунда на километр, плюс-минус три секунды от графика. И на первой десятке мы узнаем из общения с людьми, которые рядом, что у кого-то уже закончилось питание, которое он взял с собой, у кого-то начались боли или неприятные ощущения — а ведь это только начало! Как люди вышли на 42 километра, если у них после десяти начались проблемы? Выясняется, что люди просто не готовятся к таким мероприятиям, а опять же выходят на силе мысли. Готовиться начал за месяц до старта, купил за день новые кроссовки, шорты — «буду красивый». И в итоге вся эта форс-мажорная история встает в полный рост.
А как это работает в бизнесе, вообще в жизни? Я спрашиваю, потому что ваше имя обычно ассоциируется с идеей «бизнес как спорт».
Правила спорта работают в бизнесе, но правила бизнеса не работают в спорте. Смухлевать в спорте можно только однажды — мы видели тому достаточное количество примеров, например допинговые скандалы. А в бизнесе ты можешь мухлевать каждый день: там намного проще скрыть свою некомпетентность, к примеру. Особенно если большой коллектив, где ответственность размазана и неясно, кто принес результат — ты или вся команда. В спорте все на одной стартовой линии — у вас одна задача, цель, ограничение по времени. И дальше уже становится видно, что у тебя в голове, как ты готовился, настроился.
Насколько важно для достижения результата умение, напротив, не выкладываться до темноты в глазах?
А знают ли люди свой темп, в котором они должны двигаться? Я думаю, что нет. Как вы думаете, сколько человек из тысячи добегают марафон в темпе, который взяли изначально? Десять-пятнадцать человек. Один процент. В бизнесе соотношение такое же. Только если за бегуна говорит его время, в работе ты не знаешь, способен человек вытянуть задачу или нет. Ты видишь, как люди начинают косячить, срывать сроки, искать отмазки, что-то еще. Надеешься, что все это как-то исправится, а на самом деле ничего не исправится.
А вы сами были когда-нибудь узником дивана? У вас ведь спортивный бэкграунд, у вас родители — профессиональные спортсмены. Были ли вы когда-нибудь в начальной точке этого пути — вытаскивания себя в новый образ жизни?
Спорт у меня с детства, но был период, когда профессиональная спортивная карьера завершилась, спорт стал для меня второстепенным, и работа и другие приоритеты привели к тому, что я сильно прибавил в весе. Потом я подумал, что надо возвращаться поближе к исходной точке. Дальше ведь будет только хуже, здоровье с годами будет только ухудшаться, и сколько в таком состоянии я смогу протянуть, я не знаю. Можно ли быть успешным и здоровым? Да. Можно ли быть успешным и нездоровым? Да. Вопрос только в том, сколько ты протянешь.
Я натыкался на список «принципов Владимира Волошина». Нет ли ловушки в том, что человек с жесткими принципами слагает ответственность за решение с себя на однажды выбранные принципы?
Принципов, конечно, надо придерживаться, но не будучи их заложником. Принципы могут иметь отношение к тому, как строить отношения с людьми, что-то делать или не делать, к постановке целей, но это же твоя жизнь. Принцип, скажем, здорового образа жизни ты себе поставил, но вдруг захотелось сходить в «Макдоналдс» — ну и сходи. Иначе ты можешь просто себя загнать.
Но у человека, который тренируется регулярно, и у человека, который не тренируется, в голове совершенно разные мысли. Слабостей больше у нетренирующихся. Если ты начал заниматься, сбрасывать вес, пошел к какой-то цели, у тебя организм сам захочет больше свежего воздуха, фруктов, воды, мясо чуть-чуть ограничить, поужинать пораньше, а не совсем перед сном. У тебя голова начинает работать на осознанность. А когда у тебя цели нет, тебе что за пять минут до сна перекусить, что в течение дня пятнадцать раз поесть. «Организм захотел — я согласился». Я иногда шучу, что внешний вид человека — прямое отражение наличия у него цели в жизни. Есть цель — выглядишь соответствующим образом, нет цели — тоже.
И возвращаясь к любителям, которые обходят профессионалов...
Это тоже работает в бизнесе, особенно у нового поколения. Потому что для нашего поколения создание бизнеса — это какое-то «вау», а для молодого поколения, которое может тортики или рисунки продавать через Instagram, это обычное дело. Я сейчас общаюсь с молодыми предпринимателями, и для них проблема, что зарегистрировать юрлицо можно только с пятнадцати лет, а некоторые начинают заниматься бизнесом в тринадцать, в двенадцать. Государство считает их несознательными, а они уже учатся в бизнес-школах, общаются в бизнес-среде, хотят независимости. Они понимают, что благодаря новым технологиям могут зарабатывать деньги. А со взрослым человеком — говоришь ему «иди зарегистрируй ИП, нам так удобнее будет работать». А он не понимает, как ИП зарегистрировать. Я говорю: «Гарантированный бизнес будет на твое юрлицо!» А он не понимает.
Так или иначе у любителей, которых мы видим, есть шанс стать более известными предпринимателями, чем у действующих сейчас.
Но при этом у любителей в спорте есть условный RunKeeper, а у новичков в бизнесе с этим сложнее?
Да почему! Все ресурсы есть! YouTube — самый недооцененный. Спроси любого молодого человека, что он знает о бизнесе — он назовет пару-тройку блогеров, которые на своем канале ему объяснили: «Делай так и так, и у тебя получится примерно такой результат». И они уже понимают, как сделать, чтобы получить свой первый миллион через шесть месяцев. А хотят ли они чего-то фундаментального — не знаю. Мы вот шли через фундаментальное образование, потом пробовали что-то еще — во всем есть плюсы и минусы.
Подтверждаю: практически все новые вещи за последние годы я узнал из YouTube. Бег — только электронные тренеры. На горных лыжах — ни дня с живым инструктором. Гоночные дроны — полностью через YouTube, а ведь я авиаконструктор по образованию!
Технологии делают информацию доступной, неслучайно онлайн-образование растет, онлайн-тренировки растут. В США в 2016 году этот рынок уже был свыше шести миллиардов долларов. Современному поколению проще открыть тренировку онлайн и посмотреть, как ее сделал кто-то, чем позвонить тренеру, договориться на пять часов вечера потренироваться, встретиться в парке или в зале… Им нужно, чтобы кто-то показал, они повторили и отправили видео своему тренеру. Мы проводили исследование в России и выяснили, что очень сильный сдвиг произошел: если раньше люди тренировались только в офлайне, то сейчас 30 процентов людей тренируются удаленно. Их тренер сидит на условном TrainingPeaks (сервис планирования тренировок для триатлетов. — Прим. ред.) и обслуживает еще 100–150 человек, занимающихся удаленно. Анализирует, дает рекомендации, составляет планы, знает более-менее физическое состояние каждого человека. Носимые устройства и приложения делают это возможным.
Говоря о самодисциплине и о взгляде на то, как заработать первый миллион. Вот я, скажем, набегав тренировок на свой первый полумарафон, в какой-то момент пробежал десятку совершенно без усилий. И меня тогда поразила мысль: был ли я вообще здоровым человеком, когда не мог сделать такую простую вещь? Но у меня достижение — только финиш на марафоне, в бизнесе достижений нет никаких. С вами ситуация совершенно другая. За пределами спорта как, по-вашему, выглядит необходимый минимум здорового отношения к жизни и работе?
Хороший вопрос. В бизнесе я встречал большое количество людей с хорошим заработанным капиталом, но абсолютно несчастливых. В спорте другая история: можно ли быть несчастным, если ты занимаешься своим любимым хобби, бегаешь, путешествуешь, ходишь в походы, летаешь в вингсьюте — получаешь новые впечатления, эндорфины? То есть оптимальная ситуация — это когда у человека соблюден баланс между обеспечением доходов, когда он сам зарабатывает, реализует осознанно какие-то проекты, и инвестированием в здоровье, в открытие мира через призму спорта и путешествий. Это более интересные люди, чем те, кто свалился в работу 24/7, бледный как бумага, дома раздрай, пашет много, зарабатывает мало, доставляет несчастье окружению, да и сам не здоров в психологическом плане.
Еще мне кажется, чтобы почувствовать себя счастливым человеком, нужно в первую очередь посмотреть на свое окружение и сделать ревизию. Может быть, расстаться с людьми, которые у тебя воруют эффект счастья, и наоборот, заменить их на людей самодостаточных и по балансу более-менее твоих.
При этом для хороших результатов все-таки критически важен тренер.
Важен. Давайте так: тренер — это человек, который передает тебе накопленный опыт. Я заметил, что у всех моих тренеров есть еще и их тренеры. Тут преемственность. А теперь переносим это на линию бизнеса. Зачастую руководители в наших компаниях не хотят быть наставниками для своих сотрудников. Они хотят результатов. Отсюда и возникают конфликты. Здоровая ситуация — когда руководитель является наставником, своего рода тренером — «где нужно — помогу контактом, подскажу, ты главное спроси, подними красный флажок». Если ты ничего не говоришь, значит, тебя все устраивает. Но если результаты не такие, какие тебе нужны, значит, все-таки что-то не так. В спорте же у тренера нет задачи тренировать твои слабые стороны. Он смотрит на тебя: ты побежал, и у тебя, скажем, неправильная техника. Он не говорит: «Давай так же продолжай, и я буду ждать от тебя результатов». Он скажет: «Дорогой, с такой техникой ты к результату не придешь». И предложит поменять что-то, чтобы помочь.
Насколько все запущенно в этом плане в России?
Я бы не сказал, что сегодня все так уж запущенно. Сейчас команды формируются по принципу наличия и hard skills, и soft skills — особенно маленькие команды еще на стадии отбора людей стараются понять, насколько долго этот человек сможет работать в темпе, который взяла компания или проект, что он ценного может принести. И нормальный вопрос, которым они задаются: «Мы возьмем тебя в команду, а чему ты сможешь научить ее?» Маркетолог, например, сможет собрать команду и рассказать, как делается маркетинг, как строится бренд, как работают ценовые стратегии, как происходит финансовое моделирование. Если сотрудник не готов делиться, зачем его брать в команду? В командах сейчас очень важно не количество проделываемой работы, а талант. Коммуникативные навыки, способность конструктивно доносить информацию. Я сейчас редко встречаю молодых людей, которые стучали бы кулаками по столу, посылали бы кого-то матом куда-то, говорили на брутальном языке 90-х. Нет такого — они все понимают, что можно донести до других цели и задачи более конструктивно. И специалисты, которым именно так хочется достигать результатов, уходят от неадекватных людей. Приходят, потому что им интересна конкретная компания, а уходят — от не устраивающих их людей. Даже в частных компаниях уровень адекватности сейчас достаточно высокий, все стараются беречь персонал, потому что знают, что найти его тяжело.
Кто не бережет — да пожалуйста, раньше таких случаев было предостаточно. Где сейчас эти компании — другой вопрос. Если нет человеческого капитала, нет ценности, накопленной внутри, нет культуры, и результат будет соответствующий.
Конкурс «Байкальский марафон 2019» завершен. Победителем конкурса стала Мария Хаймович. Приз — эксклюзивный аксессуар бренда Carl F. Bucherer и возможность встречи с Владимиром Волошиным. Спасибо за ваше участие.
Беседовал Владимир Рыжков