Фото: Blake Guidry / Unsplash
Фото: Blake Guidry / Unsplash

Ольга Юрковская, психолог, консультант по управлению бизнесом, автор книг по психологии. ОАЭ

Мне в России не хватает ощущения безопасности, уверенности в законной работе полиции и судов, вежливости людей. Я бы согласилась жить в России, если бы эти проблемы были решены: люди стали бы воспитанными, а в случае каких-либо нарушений полиция мгновенно реагировала бы и доводила дело до конца, при необходимости можно было бы обращаться в суд и не ждать рассмотрения дела годами. При этом на бизнес не было бы незаконных наездов и проверок со стороны госорганов, была бы простая и понятная схема уплаты небольшого налога, без оформления десятков ненужных документов для десятков контролирующих органов.

Рами Крупник, адвокат и нотариус. Израиль

Меня спросили, чего мне не хватает в России. Мой ответ предельно прост: это не про «не хватает».

Россия — это осень и зима. Россия — страна неограниченных возможностей наряду с пронзительной нищетой. Страна, где милосердие и щедрость уживаются с лицемерием и нечеловеческой жестокостью.

Что бы в России ни поменялось, для меня она никогда не будет родной и всегда будет страной командировки или отпуска, из которой хочется уезжать.

Израиль — это весна и лето, страна, в которую всегда хочется возвращаться, которая дала мне все и стала единственной родной, страна, в которой хочется растить детей. Израиль — это страна, где отпускаешь ребенка в армию, хотя опасаешься за его жизнь, потому что это его гражданский долг, и ты веришь в то, что он будет защищать.

В России мне не хватает моего Израиля.

Софья Березовская, журналист, блогер, автор детских книг. Италия

Пять лет назад, когда я только собиралась переехать в Италию, мне в России не хватало всего лишь одного — устойчивой системы образования, при которой мои дети могли бы полноценно учиться, а не подстраиваться под новые экзаменационные стандарты и правила, ежегодно спускаемые сверху. Мне было важно найти школу, которая не только дает академические знания, но и учит формулировать мысли и не бояться выражать свое мнение; которая творчески развивает, расширяет кругозор, дает возможность попробовать свои силы в самых разных направлениях.

Скорее всего, такие школы есть и в России. Но мы, поменяв несколько, к сожалению, так и не нашли той, которая бы нас устроила.

Сейчас старшие дети заканчивают одну из школ, работающую по международной системе International Baccalaureate.

Конечно, с переездом в другую страну меняется и представление о качестве и комфорте жизни. Со временем входишь во вкус, новые правила и взгляды становятся новыми привычками.

Отвечая на ваш вопрос, мне кажется, что было бы правильнее говорить конкретно о том, с чем сталкиваешься ежедневно. Например, живя в Италии, я уже привыкла к определенному уровню безопасности, когда мои дети могут ездить в школу на велосипеде; к качественным продуктам, которые ешь, не боясь последствий; к качественной дорожной инфраструктуре в крупных городах и не только; к раздельному сбору мусора; к заботе на дорогах не только о пешеходах, но и об автомобилистах, у которых есть возможность запарковаться в центре любого города на многочисленных подземных и наземных парковках; к адекватной жилищной застройке в соответствии с уже имеющейся архитектурой; к дешевым авиабилетам и многому другому.

По большому счету, для того чтобы вернуться в Россию, мне не нужны какие-то особые внешние условия. Так как считаю, что человек может адаптироваться ко всему. Главное — понять для себя, насколько это будет соответствовать моим личным целям в данный момент.

Рам Юдовин, автор художественных книг, работ по библейским исследованиям, переводчик древних текстов. Израиль

Не хватает социальной защищенности, уровня свободы, достойного уровня медицины.

Навсегда вернуться не хотел бы в принципе. На время, поработать или по личным обстоятельствам, вроде возможно.

Ирина Кудесова, писатель, журналист, переводчик с французского поэзии и прозы. Франция

Ваш вопрос обращен, скорее, к тем, кто уехал из России — а я уехала во Францию. Я закончила школу с углубленным изучением французского языка, эта страна всегда была рядом — и мне хотелось дотянуться до нее хотя бы кончиками пальцев.

А потом я попала в Париж, и он разбил мне сердце. Я была не нужна ему, но он манил, кокетничал и морочил мне голову три дня. Я вернулась домой и заболела неразделенной любовью. И когда спустя годы я все же уехала, я просто шла за своим сердцем, забрать его наконец.

Так что мне совсем нечего ответить на ваш вопрос. Это как если бы вы сказали: при каких условиях ты могла бы оставить любимого человека и вернуться жить к маме?

В России мне не хватает Франции. Больше добавить нечего.

Аркадий Недель, философ, писатель. Россия, Франция, Италия, Шри-Ланка

Я живу в том числе и в России, но по причинам профессиональным мне приходится много ездить по миру с лекциями.

Чего мне не хватает в России? Здесь и только здесь я — дома. Это мой язык (хотя я писал и публиковался на пяти языках), мои люди, моя чувственность, если угодно. И куда бы я ни приезжал, я прошу воспринимать меня в первую очередь как русского.

Россия сегодня, что бы там ни говорили (и при всех политических сложностях, о которых мы все знаем), — одна из самых свободных стран по части выражения своих мнений, идей и т. п. Иначе могут считать только люди, которые знакомы с Европой (западным миром) по фильмам или романам, а не в реальности. Я могу это доказать где угодно и кому угодно.