Реваз Юсупов: Зачем нужна цифровая маркировка сигарет
Цифровая маркировка и прослеживаемость нужны не только для сигарет, а вообще для всей продукции. Дело в том, что рынок подделок в стране, по разным оценкам, составляет 3–4 триллиона рублей, а потому государство начало использовать технологии для повышения прозрачности рынков. Так появились отдельные системы контроля крепкого алкоголя, меховых изделий и лекарств. Эти товары особым образом маркируются, что позволяет государству видеть рынок, его участников, объемы.
В конце 2017 года государство оценило промежуточные результаты проектов и встало перед выбором: создавать для каждой новой товарной группы самостоятельную систему с использованием разных технологий и своим регулированием, что неудобно ни для розницы, ни для производителей, которым понадобились бы разные способы учета, или делать единую систему маркировки и прослеживания. В итоге был выбран второй вариант: унифицированная система маркировки позволяет государству проверять бизнес в онлайн-режиме, а рынку — работать с одним понятным механизмом. Лекарства уже перешли в единую систему, она получила название «Честный знак» и позволяет проследить путь каждого товара от выхода с конвейера производителя до аптечной кассы. Вскоре в эту систему будут переведены и шубы. 1 марта система заработала для сигарет и в этом году распространится также на обувь и легкую промышленность, фотокамеры, парфюмерию, шины, а к 2024 году система должна охватить большинство товаров.
Ее оператором был выбран Центр развития перспективных технологий, его акционеры — холдинг ЮСМ Алишера Усманова, Ростех и «Элвис плюс групп» Александра Галицкого. Проект реализуется только за счет частных средств.
Система замкнутая и ни у кого нет возможности на каком-либо этапе добавить в партию нелегальный товар
Физически это происходит так: фабрика наносит код, который генерирует единая система, а защищает его криптография, поэтому подделать или скопировать его невозможно. Затем информация о каждой конкретной единице товара передается оптовику, а от него — в розницу и затем попадает в онлайн-кассу. В кассах уже есть обновления, позволяющие считывать такой код. То есть система замкнутая и ни у кого нет возможности на каком-либо этапе добавить в партию нелегальный товар.
Основные группы пользователей данных – государство, сами производители и потребители. Государство в режиме реального времени получает информацию обо всех товарах, которую может использовать для улучшения администрирования. Производители смогут получать данные обо всей своей продукции до момента продажи. Сейчас многие компании сами инициируют маркировку в своих отраслях, чтобы сократить репутационные и финансовые издержки из-за конкурентов, работающих нелегально и использующих их товарные знаки. Также система позволяет оптимизировать процессы в логистике, маркетинге, повышать производительность труда и увеличивать оборачиваемость продукции. Т. е. фактически компания может отслеживать всю товарную цепочку в режиме онлайн. А для покупателей создается система общественного контроля. Человек с помощью мобильного приложения «Честный знак» сможет самостоятельно проверить все, что он покупает: в приложении будет основная информация о товаре. Если человек проверил товар в приложении и обнаружил, что маркировка поддельная или информация о товаре не соответствует тому, что он собирается купить или купил, прямо из приложения можно подать официальную жалобу, что существенно улучшает контрольно-надзорную деятельность. Мы также планируем поощрять и стимулировать наиболее активных пользователей.
Выгоды от проекта для легального бизнеса несравнимо больше затрат
Можно совершенно точно сказать, что для нелегального сектора последствия окажутся драматичными. Легальный бизнес, конечно, несет определенные расходы: прослеживание кода для каждого товара стоит 50 копеек, также для его нанесения, возможно, потребуется дополнительное оборудование, принтер. Также потребуется устройство для криптографии, но его мы, как оператор системы, устанавливаем за свой счет.
Но выгоды от проекта для легального бизнеса несравнимо больше затрат. Поэтому их правильнее считать инвестициями. Как показывают расчеты, всего через год после внедрения маркировки стоимость товара для потребителей должна снизиться на 5–10%. Это произойдет за счет ухода с рынка серых игроков, а также сокращения затрат на защиту бренда и оптимизации процессов в товарной цепи. Для каждой отрасли можно предусмотреть решения, которые приведут к дополнительной выгоде. Например, сейчас мы тестируем цифровую маркировку с компаниями молочной отрасли. Крупные сети несут существенные издержки из-за просроченных товаров. Если вносить в маркировку информацию о сроке годности, компании смогут эффективнее учитывать остатки продукции и экономить миллиарды рублей ежегодно, снижая потери по всей цепочке. Также нельзя будет продать просроченный товар на кассе, что удобно для покупателей. Маркировка сигарет показала, что цифровой код может решать и фискальные задачи, рассчитывая акциз в реальном времени. Государство сейчас обсуждает возможность включения в цифровой код необходимой информации, что позволит отказаться от бумажной акцизной марки. И такие решения возможны для всех отраслей.
В проекте уже участвуют компании, обеспечивающие 99% производства сигарет в стране и 88% дистрибуции, практически все крупные сетевые ретейлеры, но небольшие магазины пока только присоединяются
Маркировка для сигарет запустилась несколько дней назад. По словам самих производителей, маркировка не спровоцирует подорожание табачной продукции для конечного потребителя, поскольку основным фактором, определяющим рост стоимости в рознице, является ежегодное увеличение ставки акциза, который в январе 2019 года был поднят на 10%. На этом фоне цена цифрового кода не является существенным фактором роста стоимости сигарет.
Самым сложным было технически обеспечить нанесение маркировки — скорость производства на табачных фабриках доходит до 2000 пачек в минуту. Но отрасль была настроена очень конструктивно, в итоге совместно удалось быстро — всего за три месяца — запустить программу и обеспечить нанесение маркировки и ее полное прослеживание до магазина. Некоторые производители уже сейчас выпускают промаркированные сигареты в промышленных объемах. На рынке находится более 200 миллионов пачек с цифровой маркировкой. Наиболее актуальной задачей сейчас является присоединение к проекту оставшейся малой розницы. В проекте уже участвуют компании, обеспечивающие 99% производства сигарет в стране и 88% дистрибуции, практически все крупные сетевые ретейлеры, но небольшие магазины пока только присоединяются. Хотя для этого им надо просто зайти на сайт честныйзнак.рф, внести свои базовые данные, и все. До 1 июля 2019 года все участники рынка должны зарегистрироваться в системе и до 1 июля 2020 года распродать немаркированные остатки. После этой даты их оборот будет запрещен.
Подготовила Арина Крючкова