
Военный фотожурналист Сергей Пономарев о страхе, «синдроме Олевского» и фрилансерах на войне
Ɔ. Главная героиня фильма попадает в клинику с посттравматическим расстройством. Насколько это типично для военных журналистов? Вы сами обращались когда-нибудь к специалистам с подобными проблемами?
У меня есть психологи, с которыми я могу поговорить о своих переживаниях, но я стараюсь не переносить свои негативные воспоминания в социальную жизнь, чтобы не стать «тем чуваком», который постоянно говорит только о войне. К сожалению, у нас в обществе существует предубеждение в отношении специалистов в области психологии, что в корне неверно. Пока я сам не убедился в том, что психологи действительно могут помогать, мне было гораздо сложнее справляться с последствиями военных командировок. Но даже с хорошим специалистом преодоление посттравматического расстройства — это тяжелая и системная работа.
Ɔ. Фильм «Частная война» вызвал нарекания со стороны профессиональных журналистов. Согласны ли вы с тем, что в картине много надуманного?
Я бы не сказал, что в фильме много надуманного, скорее, это стандартная голливудская лента, которая из байопика превратилась в самостоятельное художественное произведение, потому что продюсеры и сценаристы, преследуя свои цели, изменили и почистили некоторые факты. Например, в фильме нет ни слова о втором муже Мэри. Он тоже был военным журналистом и покончил с собой, будучи не в состоянии справиться с теми демонами, которые преследовали его после командировок. Мне кажется, что создатели фильма не стали говорить об этом в попытке показать уникальность посттравматического синдрома Мэри. Иначе получилось бы, что в картине есть персонаж, чья сюжетная линия еще более трагична, чем судьба главной героини. В реальности же алкоголизм и асоциальное поведение, вызванные посттравматическим расстройством, далеко не редкость: многие военные корреспонденты ведут себя так же. Все, кто, как и я, был лично знаком с Мэри (еще зеленым пацаном в 2011 году я пересекался с ней в Ливии), согласятся с тем, что ее экранный образ чересчур гламуризирован. В командировках все гораздо сложнее, грязнее и вонючей.
При этом «Частная война» — местами очень точная картина с документальной точки зрения. Режиссеру удалось реалистично передать тонкие моменты, такие как, например, особенности поведения людей в зоне конфликта; даже пыль в сирийском Хомсе и иракские блокпосты выглядят так, словно съемочная группа ездила туда специально снимать эти сцены.
Ɔ. Одна из сюжетных линий в картине связана с конфликтом между редактором и журналистом, находящимся в зоне военных действий. Существует ли такая проблема в реальности?
Да, и в фильме это очень точно показано через образ редактора, который протирает в офисе штаны, получает награды, славу и хорошую зарплату за счет корреспондентов, которые живут впроголодь и фигачат по говнам где-то в поле. Но такова участь военного журналиста. Редактор сперва посылает тебя куда-то, а потом говорит: «Нет, дальше идти не надо, там опасно. Возвращайся». И в этот момент хочется воткнуть ему ручку в глаз по возвращении в редакцию, потому что он принимает решение, не имея ни малейшего представления о том, как все обстоит «на земле». С другой стороны, понятно, что редактор — часть команды, который прикрывает военных журналистов, делает скучную офисную работу, которую я не мог бы сделать, находясь в поле.