Как бело-голубая таверна стала представительством Эллады в Москве
Внутри — полное ощущение пронзительного греческого лета в тихом прохладном дворике на том самом Миконосе. Все бело-голубое, штукатуренное, с по-курортному наивной фреской во всю стену: вид на порт, давший название ресторану. За баром и в зале — двухметровые греки-девичьи-сердца-вдребезги, на кухне — афинянин Семертзидис Стефанос.
Он готовит как хотел критик в мультике «Рататуй»: чтобы можно было вспомнить вкус детства, искренность чувств, первую любовь, романтику отпуска на берегу. Это еда о простых, отчетливых эмоциях. Те, кто впервые пробуют греческую кухню, потом сравнивают ее только со стряпней Стефаноса. И ищут такой же чистый, аутентичный, традиционный и простой вкус.
Еда здесь как у мамы, только надо помнить, что эта мама — греческая. Точно надо есть фета буюрди, простую запеканку из овощей с фетой, которую очень украшают яркие греческие специи, всем известный хориатики-салат с оливками каламата и сыром, пусть македонским, но прямо очень похожим на тот, что делают в Греции, соленый торт мусакас, клефтико, нежное мясо ягненка, запеченное в слоеном тесте с овечьим сыром касери, овощами и специями. Упругие ломти этого обязательного для греческой кухни сыра тут еще и жарят, получается неплохая закуска, очень популярная у девушек. Сначала в ней улавливается солоноватый вкус, но очень скоро он переходит в сливочную сладость хорошего масла.
Уже упомянутый хориатики, греческий салат, только кажется простым, но на самом деле его легко испортить, считает Стефанос. «В нем не может быть рукколы, айсберга, листьев салата, черных оливок, — вздыхает он. — Это смесь из ломтей помидоров ССС (спелых, сладких, сочных), огурцов (их можно почистить красивыми полосками, пусть напоминают рифленую поверхность древнегреческих колонн), красного лука, оливок каламата (и никаких других), феты (и никакой фетаксы!), орегано и лучшего греческого оливкового масла. Все это легко заменить, конечно, и утратить аутентичность».
К греческому происхождению необходимых продуктов в «Порто Миконос» относятся более чем серьезно. Ради правильного сыра, вина и масла тут готовы оплачивать полугодовые простои грузовых фур на границах, а на мимоходом заданный вопрос о разнице во вкусе и качестве оливкового масла с Крита и с юга Греции отвечают основательно, пододвигая к себе стул и присаживаясь к столу.
«Порто Миконос» — это не только еда в прямом смысле слова, но и настоящий институт греческой культуры. По меню удобно учить греческий: охто — восемь, поди — нога, хтаподи — осьминог, папуцакя — ботиночек (так тут называют запеченный с фаршем баклажан), таласо — море. «Таласитис» — так даже вино из сорта асиртико называют, который растет на богатых вулканическим пеплом почвах острова Санторини. Эпидемия филоксеры туда не добралась, и на острове сохранились виноградники со старыми лозами. Окруженный со всех сторон морем, он стал своеобразным винным заповедником.
Вина Греции сейчас активно развиваются на мировом рынке, меняя имидж с домашней недорогой бормотухи на напитки высокого класса. Смолистую рецину пьют только туристы, сами греки предпочитают малагузью, белое сухое с цветочным букетом в послевкусии от топовой винодельни Alpha Estate, органическое ксиномавро (кисло-черный в переводе, что точно описывает и вкус и цвет вина) с табаком и фруктами во вкусе или агиоргитико с пряным ароматом специй и чернослива, выдержанное 14 месяцев в дубовых бочках и требующее длительной декантации.
В Москве небольшая греческая диаспора, так что в «Порто Миконос» приходят и македонцы, и турки. Веселятся, вспоминают родину, танцуют в конце недели сиртаки и другие народные танцы, бьют тарелки на удачу — во всем этом есть удивительное чувство близости с традициями родины.
Среди москвичей знатоков греческой кухни тоже немного, зато много тех, кто любит Грецию. За солнце, море, ощущение отпускного счастья и романтических ночей под яркими звездами. И в поисках того ощущения они приходят сюда за едой, весельем и продуктами. Орзо, тахини (в Греции эту кунжутную пасту используют в качестве иммуномодуляторов, как наши бабушки — рыбий жир), греческая лапша, оливки, масло, тапенады, запеченная паприка и перец чили в масле, фрукты и ягоды в сиропе и вафельные трубочки с шоколадом, греческий кофе-мокка, который варят в турке, — все это продают в здешней маленькой лавке. Так Грецию из «Порто Миконос» легко взять с собой, чтобы искры счастья из бело-голубой таверны вспыхнули еще раз.