Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

Ɔ. Чем конкретно занимается уролог?

Самый хороший доктор — тот, кто смотрит на человека комплексно. Но ни один человек не может обладать всеми знаниями о другом человеке. Такой объем знаний просто не поместится в голове. Поэтому медицина специализируется. Разделение происходит даже внутри урологии: есть уролог репродуктивной системы, уролог-терапевт, урогинеколог, онкоуролог и так далее. Иногда мне говорят: «Ты уролог, значит, ты мужской доктор?» Но не это моя профессиональная сфера. Моя врачебная специальность — заболевания мочевыводящей системы, а именно хирургическое лечение заболеваний почек, мочеточника, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала, а также мужской репродуктивной системы. А предмет лично моего особого научного и практического интереса — эндоурология: диагностика и хирургическое лечение урологических заболеваний малоинвазивными способами, то есть без разрезов. Самое частое из этих заболеваний — мочекаменная болезнь.

Ɔ. Решением каких еще проблем занимаются урологи в вашей клинике?

Одно из наших ведущих направлений — диагностика и лечение онкоурологических заболеваний. В нашем центре мы применяем фьюжн-биопсию — самый современный и точный способ проведения биопсии предстательной железы. Она проводится под комбинированным МРТ-УЗИ-контролем, что позволяет врачу тщательно исследовать участки простаты с повышенным риском рака. При стандартных биопсиях до этих областей часто просто не добраться, поэтому такие исследования называют «слепыми» или «случайными».

Другая проблема, с которой стоит обратиться к урологу, — недержание мочи. Она широко распространена, особенно у женщин. Но женщины часто стесняются обратиться к врачу, когда сталкиваются с ней, а в случае с мужчинами всё еще сложнее. Но ведь даже самую сложную проблему недержания можно решить.

Важным направлением работы нашей клиники является нейроурология. Это одно из самых современных направлений, требующее сложного диагностического оборудования. Многие расстройства мочеиспускания невозможно вылечить с помощью лекарств, и мы применяем новейшую технологию — сакральную нейромодуляцию. Мы имплантируем пациенту маленькое устройство, которое непрерывно стимулирует нервные волокна при помощи слабых электрических импульсов и контролирует работу мочевого пузыря. Наличие такого импланта не мешает активной жизни человека и не доставляет дискомфорта. Эффективность такой методики до 90%. В России эту процедуру сейчас проводят только в нашей клинике.

Ɔ. Наверное, к вам обращаются и пациенты, озабоченные половой тематикой?

Конечно, и это еще одна огромная область урологии. Сегодня вопросы удлинения и утолщения члена, с которыми люди иногда обращаются, легко решаются хирургически. Вопросы восстановления эректильной функции тоже. Когда не помогают консервативные варианты лечения, на помощь приходит имплантационная методика. После фаллопротезирования человек испытывает естественные ощущения при половом контакте. И в повседневной жизни мужчина, как правило, не чувствует дискомфорта из-за имплантов. 

Ɔ. То есть половую функцию мужчина может поддерживать в течение всей жизни?

Сто процентов. К нам часто обращаются мужчины и на восьмом десятке, которым мы помогаем восстановить сексуальную функцию. 

Ɔ. Какие еще редкие или уникальные медицинские услуги вы оказываете?

Мы проводим операции на роботе последнего поколения — Да Винчи. Такие операции проводятся быстрее, чем обычные или лапароскопические, и отличаются минимальной потерей крови и коротким восстановительным периодом. На сегодняшний день — это самый современный, эффективный и надежный вид хирургического лечения. Главный специалист в этом вопросе в нашей клинике урологии — профессор Пьер Моно. Он тренирует хирургов в России и во Франции именно по работе на аппарате Да Винчи. Мы первая клиника в России и пока единственная, где специалисты проводят роботические операции детям.

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

Если говорить о мочекаменной болезни, то и здесь мы проводим такое лечение, которое мало кто в России проводит. Сейчас благодаря неинвазивным операциям мы можем справляться с камнями в почках, мочеточнике или мочевом пузыре довольно легко, обеспечивая отличный эстетический результат для пациента. Камень удаляется без разрезов, проколов и без повреждения тканей. Это, кстати, касается не только камней. 

Ɔ. Как это работает?

Через отверстие мочеиспускательного канала мы можем пройти по всему мочевыводящему тракту, попасть в мочевой пузырь, в мочеточник и далее в полостную систему почки и лазером разрушить камни, удалить поверхностные опухоли, рассечь суженные участки. Попасть в любую область мочевыводящего тракта позволяет сверхтонкое и гибкое эндоскопическое оборудование. Обычные эндоскопы, которые используют в преобладающем большинстве российских клиник, не дают таких возможностей. Поэтому это суперэффективная хирургическая методика, и абсолютно безопасная. Такую операцию можно проводить даже беременным на любом сроке. Кстати, лечение мочекаменной болезни у будущих мам мы, что очень важно, проводим без рентгена — квалификация и огромный опыт наших специалистов позволяют нам это делать. 

Ɔ. Это ведь делается под наркозом?

Безусловно. Пациент ничего не чувствует. Он находится в состоянии медикаментозного сна. Сразу после окончания операции просыпается и может ходить. Как правило, на следующий день или даже в день операции отправляется домой и занимается своими делами. Конечно, определенные ограничения, например, в физической нагрузке, есть. Но все равно восстановительный процесс после подобных операций сейчас и 10 лет назад — огромная разница.

Мы активно используем уникальные эндоскопические методики восстановления проходимости мочевых путей и избавляем пациентов от внешних дренажных трубок, которые устанавливают в почки и мочевой пузырь. У нас наибольший в стране опыт применения современных металлических стентов для мочевых путей. 

О личном

Ɔ. Я счастливый обладатель двух камней в правой почке. Мы живем мирно, они мои добрые друзья. Как мне узнать, когда наша дружба подойдет к концу?  

Они вам об этом скажут сами. Однако тут есть одна неприятность. Камни, которые не нарушают отток мочи, не болят. А вот когда нарушают — появляется боль, которая может стать очень сильной. Это называется почечной коликой. Люди, которые ее пережили, говорят, что это самая сильная боль, которую им привелось испытать. А еще есть один нехороший вид камней, когда ничего не болит, хотя камень может стать очень большим. Это так называемые «коралловидные» камни, которые занимают всю полостную систему почки. Их находят случайно, на рентгеновском снимке или при УЗИ, и очень часто мы сталкиваемся с ними уже на стадии осложнений. А в остальном камень может подрастать медленно, и пока он не перекрыл мочевой тракт, с ним можно дружить. 

Ɔ. То есть надо ждать, пока заболит?

Сидеть и ждать — неправильно. Вы должны понимать, какого размера ваши камни, и хорошо бы знать их плотность. Если камень станет больше 1,5–2 см, с ним сложно будет бороться малоинвазивным способом. Мы можем легко попасть в почку, но не желательно там работать дольше двух часов. А если камень большой, разрушение его лазером будет занимать больше времени. Тогда мы вынуждены предлагать инвазивные методики лечения. Они тоже не такие, как были ранее, но уже требуют проколов. 

Ɔ. Смотрите, что получается: на одном конце цепочки — полдюжины специализаций только внутри урологии. На другом — пациент, у которого просто болит, но он не может сказать, что именно. Как человеку понять, куда и когда идти?

Хороший вопрос. Знаете, буквально перед вами у меня был пациент, которому восемь месяцев не могли поставить диагноз «камень мочевого пузыря». Для диагноза достаточно было сделать УЗИ и всё увидеть. Никто ему этого не предложил. Это случилось не в Москве, но такое может произойти в любом городе мира, если пациент не находит своего врача. Очень важно вовремя обращаться за медицинской помощью, но не менее важно обращаться за этой помощью в квалифицированные лечебные учреждения. У нас в ЕМС при первичном амбулаторном обращении пациента с любой урологической проблемой любой врач клиники способен провести первичную диагностику и определить, в каком направлении дальше действовать. Я так уверенно говорю, потому что абсолютно все врачи нашей клиники работают в рамках международных клинических рекомендаций по диагностике и лечению урологических заболеваний. Это сводит практически на «нет» вероятность медицинских ошибок. Иногда бывает, что, помимо урологических заболеваний, у человека может быть диагностирована сопутствующая патология. Тогда к процессу лечения подключаются врачи других специальностей и ведут пациента сообща. Мы в ЕМС активно придерживаемся принципа «360 градусов» — смотрим на пациента со всех сторон.

Или другой вариант развития событий, когда, например, у человека возникает неотложная ситуация — острая боль в животе — и он вызывает «скорую помощь». В ЕМС его привозят в отделение неотложной помощи, где в дело вступают определенные диагностические алгоритмы. Помимо лабораторной диагностики, занимающей минуты, может быть сделана компьютерная томография — это займет не больше 30-40 минут. Если мы говорим о мочекаменной болезни, это вообще самый простой способ диагностики. По результатам диагностики будет понятно, можем ли мы немедленно избавить пациента от болезни или же должны поступить как-то иначе. Для этого надо иметь хорошую диагностическую аппаратуру и аппаратуру для лечения. Она у нас есть. 

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

О важном

Ɔ. У вас есть возможность обратиться к своим будущим пациентам. Что, как вам кажется, нам всем не помешает знать?

Даже здоровый и активный образ жизни не всегда позволяет избежать развития болезней. Мы живем в довольно агрессивной внешней среде с плохим воздухом и другими особенностями урбанизации. Сегодня очень важно выявлять заболевания на ранней стадии их появления. Тогда их можно легко и быстро лечить. Важно обращать внимание на симптомы, которые могут показаться не очень серьезными. Например, опухоли мочеполовой системы очень часто проявляются кровью в моче, но это проявление может быть кратковременным и незначительным. Человек решает подождать, пока «само пройдет», и оно как будто проходит. А тем временем болезнь продолжает прогрессировать. На ранних стадиях мы можем сохранять органы, удаляя только образования, а в запущенных ситуациях всё становится гораздо тяжелее. Но болезнь не всегда проявляется симптомами. Часто ее выявляют именно на профилактических осмотрах. Поэтому важно периодически ходить на прием к врачу, даже если ничего не беспокоит.

И еще: мужчинам после 50 лет надо регулярно сдавать кровь на ПСА. Это то, что позволяет нам сегодня успешно бороться с раком предстательной железы.

Беседовал Алексей Алексенко