Всех в Сибирь! Интервью с главой инвестиционного проекта «Енисейская Сибирь» Сергеем Ладыженко
Ɔ. Как вы планируете увеличить туристическую привлекательность региона? Ведь недостаточно просто сделать красивый логотип?
Я бы поставил вопрос по-другому: логотип чего? Территориальный брендинг на региональном уровне часто выглядит как попытка представить «кусочек» России туристам. К сожалению, это неэффективно: ведь административные границы не имеют для туриста практически никакого значения.
«Енисейская Сибирь» объединяет не столько субъекты федерации, сколько людей, которые живут вокруг Енисея — самой полноводной реки России. Отсюда и другой подход — надрегиональный брендинг вместо регионального: привлекать туристов, российских и зарубежных, именно в енисейскую Сибирь — гораздо более перспективно, чем отдельно в Красноярский край, Хакасию или Тыву.
Ɔ. Выходит, что вы создаете бренд енисейского человека?
Мы создаем образ жителя енисейской Сибири как места с особым духом. И люди здесь тоже — особенные. Они связывают свою жизнь с рекой, с природой, вне зависимости от того, живут ли они на севере, где Енисей впадает в Северный Ледовитый океан, или на юге, в Тыве и Хакасии, где река берет начало.
С одной стороны, образ енисейской Сибири уже присутствует в общественном сознании, как в нашей стране, так и за ее пределами. С другой стороны, для многих Сибирь остается неизведанным регионом, связанным с большим количеством национальных мифов о медведях, водке, балалайках. На наш взгляд, именно это может стать точкой притяжения.
Красноярск — единые ворота в наш макрорегион. Через красноярский аэропорт в него может заходить мощный туристический поток. Плюс туристические компании уже предлагают пакетные туры по енисейской Сибири, учитывая региональную специфику: здесь есть возможность передвигаться по реке, на автомобиле, по железной дороге. Также начинает активно развиваться малая авиация.
Ɔ. Но ведь туристический поток зависит не только от эмоциональной привлекательности региона, а, в том числе, от инфраструктуры, внешнего вида городов или мест вокруг, достопримечательностей. Вы будете как-то решать эти вопросы?
Безусловно. Мы как корпорация развития в первую очередь заинтересованы в реализации инвестиционных проектов. Сейчас в каждом кластере есть свое «узкое» место: где-то не хватает гостиницы, где-то проблемы с дорогами, где-то с сервисом, где-то с фуникулером. Поэтому в каждом конкретном случае нужно привлекать инвесторов, создавать им необходимые условия для того, чтобы они решали существующие проблемы.
Приведу пример. В этом году Енисейск — бывшая столица Енисейской губернии, празднует четырехсотлетие. Поскольку Транссибирская магистраль обошла город, пройдя южнее через Красноярск, городу удалось сохранить исторический облик, архитектуру XVII-XVIII века. Он также интересен для православного туризма — в Енисейске сохранилось много церквей. Тем не менее, в город невозможно запустить масштабный туристический поток из-за отсутствия нормального гостиничного фонда. Решение подобных проблем с помощью в том числе государственно-частного партнерства — одна из задач «Енисейской Сибири».
Ɔ. Если привлекать в регион туристов извне, то к этому должны быть готовы и местные жители, ведь туристы едут не только за качественным сервисом, но и за радушным приемом. Входит ли создание гостеприимной атмосферы в перечень ваших задач?
Во-первых, как сибиряк, я считаю, что у наших жителей есть специфика. Возможно, внешне — это люди угрюмые и серьезные, но на самом деле у них очень широкая душа. Сибиряки умеют принимать гостей, что в очередной раз продемонстрировала, например, Красноярская Универсиада. Когда поток туристов, в том числе и иностранных, заполнил наш город, население отнеслось к ним с радушием, с позитивом, со стремлением показать себя и наш город с лучшей стороны. Поэтому я, скорее, вижу в сибирском характере конкурентное преимущество региона по сравнению с другими субъектами РФ.
Вместе с тем мы понимаем, что и над качеством сервиса, и над дружелюбием тоже нужно работать. Для этого есть специализированные образовательные программы и высшие учебные заведения. Есть специальные учебные заведения, которые готовят персонал для этой сферы, есть вузы, готовящие специалистов. И эти программы по мере развития туристической отрасли также будут расширяться. Я в этом нисколько не сомневаюсь.
Подготовили: Арина Крючкова, Ксения Праведная, Татьяна Плющай