С 2000 года в рамках фестиваля проходит Russian Case — насыщенная программа «погружения» зарубежных специалистов в актуальный контекст российской театральной действительности. В течение нескольких дней приглашенным иностранным деятелям театра показывают главные премьеры, проводят встречи, семинары, круглые столы. Результатом этого смотра становятся зарубежные проекты самой «Золотой Маски», гастроли российских спектаклей — лауреатов и номинантов премии.

А для широкой аудитории «Золотая Маска» устраивает показ заметных иностранных постановок — это «Легендарные спектакли и имена» и «Контекст. Актуальные зарубежные спектакли», что позволяет увидеть основные театральные достижения ведущих мировых мэтров. Среди них — Хайнер Мюллер, Уильям Форсайт, Кристиан Люпа, Сильви Гиллем, Хайнер Геббельс и многие другие.

В 2019 году зрителей ждут «весенняя» и «осенняя» международные программы. И хотя они не могут сравниться по количеству с российскими постановками, в них представлены важнейшие спектакли, дающие представление о современном мировом театральном процессе.

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

«Знакомые чувства, смешанные чувства»

18, 19 апреля в 19.00

На сцене Театриума на Серпуховке

Спектакль вызывает поистине смешанные чувства: грусть, радость, ностальгию, восхищение, сожаление, симпатию. Это последняя работа Кристофа Марталера на сцене берлинского театра «Фольксбюне». 25 лет этим театром руководил Франк Касторф, за годы своей работы он сумел превратить его в один из самых успешных в Европе, но в 2017 году интендант покинул свой пост. Скандал вокруг его ухода был связан в первую очередь с тем, что на место живого классика берлинские власти назначили музейного куратора из Лондона Криса Деркона, никогда прежде театрами не руководившего. Вслед за Касторфом из театра ушли все его артисты, и был снят текущий репертуар. Касторф часто приглашал ставить на сцене «Фольксбюне» других режиссеров, в том числе знаменитого Кристофа Марталера. Естественно, с его уходом спектакли швейцарца также пропали из афиши театра.

Последняя работа швейцарского мэтра для «Фольксбюне» — своего рода завещание. В этом спектакле сошлись воедино все фирменные приемы мэтра: грустная ирония, уникальное музыкальное сопровождение, искрометные гэги, изобретательные, но немного судорожные танцы, абсурдистские диалоги, говорящие об одиночестве героев, которое они тщетно пытаются преодолеть.

Все действие происходит в музее, где идет смена экспозиции. На место висевших тут экспонатов на сцену вывозят живые «картины» — простых европейцев, забытых и никому не нужных. Они плотно упакованы в коробки, футляры, обмотаны пластиком, завязаны веревками, и зритель ждет, пока музейный работник поможет им выбраться наружу и они начнут рассказывать о своей незадачливой жизни, делиться с публикой наболевшим. Мало того, что этот спектакль Марталера — прямая отсылка к его знаменитой постановке «Убей европейца», прославившей его как режиссера в начале 1990-х годов, в «Знакомых чувствах, смешанных чувствах» еще и играют актеры из того легендарного спектакля. Круг замкнулся. Марталер, как всегда, верен самому себе. А московскому зрителю очень повезло, что режиссеру удалось сохранить спектакль для гастролей и что одним из пунктов его турне станет Москва.

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

«Три сестры»

1, 2 мая в 19.00

На сцене Театра имени А. С. Пушкина

Имя австралийца Саймона Стоуна пока еще не известно столичному зрителю, зато оно уже прогремело в Европе — его охотно приглашают ставить на лучших сценах Франции, Германии, Англии и Швейцарии. Чеховский фестиваль этим летом также привозит в Москву еще один спектакль Стоуна — «Йун Габриэль Боркман».

«Три сестры», выпущенные режиссером в Театре Базеля в 2017 году, — необычная работа. В ней не просто осовременена хрестоматийная пьеса Чехова, своего рода «икона» для каждого российского постановщика, в ней полностью переписан текст. Действие перенесено в наше время, на условную бюргерскую дачу. Все персонажи — немцы, кроме Тузенбаха, он как раз русский. Андрей становится наркоманом, он помогает не погорельцам, а беженцам, герои отправляют друг другу имейлы, Соленый служил по контракту на Дальнем Востоке, дуэли тут не будет, а просто произойдет самоубийство, военных тоже нет, кроме Соленого, а Вершинин просто живет с сестрами по соседству. Как нет тут и финальных знаменитых монологов, зато есть максимально актуализированный текст, проецируемый на канонический сюжет и оттого звучащий особенно остро.

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

LOVE CYCLE: OCD LOVE/ LOVE Chapter 2

11, 12 октября в 20.00

На сцене Театра Наций

Спектакль, состоящий из двух самостоятельных произведений, тем не менее представляет собой единое целое — мощное хореографическое высказывание о любви от знаменитой компании L-E-V (Израиль). Созданная бывшей танцовщицей израильской танцевальной группы Batsheva Dance Company Шарон Эйяль и мультимедиадизайнером Гайем Бехаром, эта труппа стала одним из самых заметных и важных явлений в современном танце. Два спектакля о любви — как будто не связанных между собой и тем не менее объединенных общей музыкальной темой от композитора Ори Личика и одним уникальным танцевальным почерком. Первая часть — OCD LOVE — рассказывает о женщине, которая рефлексирует на тему окружающих ее мужчин, ее отношения к ним, ее привязанностей, симпатий и антипатий. Вторая же — Love Chapter 2 — напротив, относит нас ко времени, когда любовь заканчивается и человек оказывается один на один со своими воспоминаниями. Мощное, динамичное, пульсирующее действие, состоящее из эмоционально накаленных до предела хореографических этюдов, демонстрирует уникальную технику артистов L-E-V и в то же время завораживает красотой танцевального рисунка.

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

«Автобиография»

2, 3 ноября в 19.00

На сцене Большого театра

Прославленный британский хореограф Уэйн Макгрегор и его танцевальная труппа покажут в Москве спектакль о генетической природе личности. На протяжении всей своей успешной карьеры хореографа Макгрегор рассказывал о жизни, экспериментируя с человеческим телом. В этом спектакле тело выступает архивным хранителем данным. Причем тело самого постановщика. Ученые-генетики из пяти научных институтов изучили последовательность 23 пар его хромосом — и на основе этих данных было создано 23 хореографических этюда. Наука таким образом вступает в прямую взаимосвязь с творчеством, с полетом фантазии, с неуловимым, сложно поддающимся препарированию танцем. Удивительное дело — танцовщики, почти полностью лишенные гендерных признаков, вступают друг с другом в различные комбинации и максимально отражают свойства одной личности. Поразительный, технически безупречный танец сочетается с техно-музыкой, перемежающейся барочными вставками, и красочной сценографией. Показ танцевальных спектаклей осуществляется «Золотой Маской» совместно с Международным фестивалем современного танца Dance Inversion.