Пластмассовый мир победил. Как конструктор «Лего» изменил подход к образованию
Два десятка взрослых людей собирают простую фигурку из мелких деталей. Действуют по инструкции — указания по сборке тут же, на планшете. Через 15 минут вентилятор готов, а еще через пару — он начинает крутиться то по часовой стрелке, то против, то быстро, то медленно, и даже издавать звуки. Как будет действовать ваша фигура — зависит от кода, который вы «пишете» тут же, в приложении, на своем планшете. 20 взрослых журналистов, давно уставших от презентаций и мастер-классов, вдруг начинают хохотать и, перекрикивая друг друга, предлагать свои варианты программы для вентилятора. В «Лего», где принципиально не считают свой бизнес игрушечным, а предпочитают слово «образовательный», этот процесс называют программированием робототехнических моделей. Наш вентилятор — уровень начальной школы.
На презентации образовательной программы «Лего» в Нью-Йорке говорят, что мир уже никогда не будет прежним. Забудьте о традиционных кубиках (или отдайте их детям до двух лет). Конструктор XXI века — это робот, который умеет получать команды и реагировать на них. У робота обязательно есть Bluetooth, а у ребенка — планшет. И даже в детском саду, в возрасте от 3 до 5 лет, человек вполне способен собрать паровозик, а потом — поставить свое творение на рельсы и заставить двигаться с нужной скоростью. Поезд умеет испытывать разные эмоции: ребенок распределяет по полотну железной дороги активные кубики и таким образом задает настроение и поведение паровоза, параллельно выдумывая новые приключения. Эксперимент, который можно ставить снова и снова, развивает воображение, любознательность и интерес к естественным наукам.
Все начинается с кирпича. Каждый ребенок когда-то приходит к необходимости построить стену. И она обязательно рушится. Придумать, как сделать конструкцию устойчивой, — это вызов, требующий огромного напряжения детских сил. И еще большего напряжения требует превращение стены в дом. Счастье, которое испытывает трехлетний ребенок при виде законченного объекта, пожалуй, мало с чем сравнимо. Ведь в башне, где на втором этаже живет лошадка, а на третьем — вот этот, самый любимый слоник, или в гараже «для красной машинки» наиболее очевидно выражается способность воплотить задуманное, потрогать собственную идею руками.
Создание новых городов и миров, в которых существуют фантастические звери, а может, и простые человечки, — один из наиболее эффективных путей развития ребенка. И первое, чем хвастается президент Lego Education Эсбен Старк Йоргенсен на встрече с журналистами, — это возраст проекта. 40 лет назад в школах начали собирать конструкции из деталей. Сегодня такой подход практикуют в десятках стран мира.
В Гарлеме, в самом обычном детском саду Нью-Йорка при государственной школе, есть инженерный класс. 18 детей раз или два в неделю садятся в круг и собирают лего. Здесь стараются экономить, поскольку финансирование — из госбюджета, поэтому наверняка конструкторы в классе Lego Lab прошли через сотни (если не тысячи) детских рук. Но модели скоро обновят.