Фото: Anna Kolosyuk/Unsplash
Фото: Anna Kolosyuk/Unsplash

Многие родители сегодня задаются вопросами: с какого возраста можно говорить с детьми об искусстве и как правильно это делать? Ответ прост: первые детские книжки, театр теней, игры с куклами и с пластилиновыми фигурками — все это уже искусство или пути к нему.

Дети очень разные, как и сами родители, поэтому вряд ли стоит писать общие правила. Но несомненно одно: чем раньше вы решите знакомить ребенка с искусством, тем лучше. То, что ребенок видит в раннем детстве, остается в его памяти, несмотря на то, нравится ему это или нет. Шишкин, Айвазовский, Куинджи, Левитан, знакомые детям из школьных учебников, остаются самыми популярными художниками целых поколений.

Знакомить ребенка с искусством можно с дошкольного возраста через игры, выполнение совместных заданий, интересные истории и рассказы о каком-то художнике, произведении. Можно также увлекать ребенка через его собственный интерес. Если он любит машинки, можно говорить о форме, цвете, рассказывать о гонщиках, создании первых моделей, а затем и о внутреннем устройстве и даже роли автомобилей в искусстве. Самое главное — говорить с ребенком на его языке и отталкиваться от его интересов.

Современное искусство (contemporary art), на первый взгляд, сложнее для понимания, а значит, и для объяснения. В нем много демонстративно спекулятивного, но также много нового, поразительного, глубокого. А часто оно еще и веселое, и даже детское. Поэтому как раз современное искусство ребенок может воспринять лучше, чем какие-то классические направления. Главное — подобрать «материал», который станет доступным для его понимания — или же непонимания, но вызовет размышления. К тому же детям и подросткам будет интересно узнать «что к чему», потому что сегодня, спустя 100 лет после «героического авангарда», мы все живем в среде, во многом сформированной им.

Чтобы увидеть картины, нужно было съезжать с горки, забираться по лестнице и даже заглядывать в шкаф. Все работы мы расположили на уровне глаз ребенка, а экскурсии сопровождались пояснениями, доступными для детей дошкольного возраста

Умение детей задавать вопросы и фантазировать поможет им анализировать увиденное, делать свои выводы и пропускать материал через себя.

Начинать знакомство с современным искусством можно как дома с альбомом или фильмом, так и на выставке. Главное — интересный гид. Это может быть и родитель, который хочет заинтересовать ребенка или же вместе с ним разобраться в этом направлении. А может быть и экскурсовод, который устроит детям настоящее путешествие по современному искусству.

К примеру, на нашей выставке «Игра с шедеврами» выступала писательница Франсуаза Барб-Галь с лекцией «Как говорить с детьми об искусстве ХХ века». Она предложила обсудить картину Магритта «Это не трубка» и поговорить о том, что изображение на ней — не копия и не предмет, а представление о предмете, интерпретация.

Сегодня появляется все больше интерактивных экспозиций, которые помогают ребенку или подростку сделать музей своим, а главное — стать своим в музее. Так случилось и на нашей выставке «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович». Посетители оказались не просто на стандартной выставке, а на увлекательном аттракционе современного искусства: чтобы увидеть картины, нужно было съезжать с горки, забираться по лестнице и даже заглядывать в шкаф. Все работы мы расположили на уровне глаз ребенка, а экскурсии сопровождались пояснениями, доступными для детей дошкольного возраста. Такой игровой формат помог детям и их родителям раскрепоститься и воспринять искусство через эмоции.