Венеция в эпоху перемен: что смотреть на 58-й Биеннале искусств
Основной проект
Курировать нынешнюю Биеннале позвали Ральфа Ругоффа. Американец, давно живущий в Британии, больше десяти лет руководит крупным выставочным центром Hayward Gallery в Лондоне, посвященным модернизму и современному искусству, курирует выставки, в том числе большие персоналки таких звезд, как Эд Рушей или Трейси Эмин. Тема, которую он придумал для основного проекта, по-английски звучит как May you live in interesting times — то, что на русский обычно переводится как «Чтобы ты жил во времена перемен» и считается древним китайским проклятием. Но выставка не о страшном (на самом деле фраза выдумана и не встречается в источниках), а о культурных границах и о том, как искусство может научить гибкому, открытому и толерантному взгляду на мир в наши «интересные времена». Для основного проекта, который развернется в центральном павильоне садов Джардини и в Арсенале, Ругофф отобрал 79 художников (среди них впервые за последние годы нет российских), отдав предпочтение поколению тридцати-сорокалетних. В числе международных звезд — Джордж Кондо, Кристиан Марклей, Томас Сарацено, Шилпа Гупта.
Национальные павильоны
Следующий пункт обязательной программы — павильоны стран-участниц в садах Джардини и по всему городу (всего их около девяноста). Куратором российского представительства в этом году стал Эрмитаж с Михаилом Пиотровским во главе. Выбор художников неожиданный и по-питерски «семейный», а общая тема и вовсе консервативная. Проект назвали «Lc. 15: 11—32» — отсыл к притче о блудном сыне в Евангелии от Луки. Этот же сюжет на картине Рембрандта станет центральным для экспозиции верхнего этажа павильона, который отдали Александру Сокурову. Венеция уже рукоплескала режиссеру — в 2011-м его фильм «Фауст» получил «Золотого льва» на кинофестивале, теперь же со студентами-скульпторами петербургской Академии художеств он придумывает инсталляцию на сюжеты картин старых мастеров из эрмитажной коллекции. Нижний зал заполнит фанерными скульптурами питерский театральный художник Александр Шишкин-Хокусай — снова мотивы мировой классики под заголовком «Фламандская школа». Обещают также пристроить к историческому павильону Щусева в неорусском стиле копии знаменитых атлантов Нового Эрмитажа.
Многие национальные павильоны сделали выбор в пользу «женского искусства» — абсолютный мировой тренд последних лет и на арт-рынке, и в музейном сообществе. Австрию, например, представит известная арт-феминистка Рената Бертльман, Великобританию — ирландка Кэти Уилкс, мастер душевных скульптур из простых бытовых материалов, Францию — любительница видеоинсталляций Лор Пруво. Биеннале даже успели прозвать по этому поводу Biennale Donna.
Пушкинский музей и Третьяковская галерея
Пушкинский и Третьяковка во время Биеннале привезут в Венецию по выставке, и они настолько разные, что можно сказать: два главных музея показывают два противоположных полюса отношения к искусству. ГМИИ делает проект вместе со Stella Art Foundation (его основатель Стелла Кесаева была предыдущим комиссаром русского павильона). Мультимедийная иммерсивная выставка «В конце пребывает начало. Тайное братство Тинторетто» посвящена великому венецианскому художнику позднего Возрождения, пятисотлетие которого отмечается в этом году. Разместится она в церкви Сан-Фантин XVI века, которая этой выставкой открывается после десятилетней реставрации. Состав участников для «мессы» подобрался блестящий, а экспозиция построена как театральное представление с определенной последовательностью осмотра. Первый акт — видеоинсталляция Дмитрия Крымова, посвященная «Тайной вечере» Тинторетто. В постановке приняли участие актеры МХТ Анатолий Белый и Ольга Воронина и студенты крымовской мастерской в ГИТИСе. Дальше — видеотриптих Ирины Наховой, часть которого проецируется прямо в пространство купола. Следом — возникающие из ниоткуда светящиеся трехмерные фигуры Гэри Хилла, американца, одного из первооткрывателей видео-арта. И финал действа — диалог между живописью Тинторетто и Эмилио Ведовы, который уже в ХХ веке, несмотря на увлечение абстракцией, считал себя его последователем.
Третьяковка же выступит традиционно и без затей — в палаццо Ка’Фоскари покажет выставку «Гелий Коржев. Возвращение в Венецию». В 1962 году советский классик участвовал в групповой выставке в советском павильоне, и теперь в Венецию снова привезут его «Коммунистов» и другие работы из собственного собрания галереи, Русского музея и Института русского реалистического искусства.
Фонд V—A—C
Пока в московском здании фонда продолжается реконструкция, в его венецианской резиденции — палаццо Дзаттере открывается выставка «Время, вперед!»: полтора десятка работ международной команды художников, в основном специально созданных к этой выставке, исследуют материю и характер времени в XXI веке. Под прицелом авторов оказались самые разные проявления — от генной инженерии до поведения человека в интернете и стирания грани между реальностью и фантазией. У выставки необычная публичная программа — с городскими перформансами, телесными практиками, танцевальными занятиями и сеансами совместного сна.
Арп в Коллекции Пегги Гуггенхайм
Музей с блестящей постоянной коллекцией во время Биеннале показывает выставку скульптора-модерниста Жана Арпа, одного из основоположников дадаизма и пионера абстрактной скульптуры. Более семидесяти работ разного времени собрали из европейских и американских музеев и частных коллекций, и шаг за шагом эти скульптуры, раскрашенные рельефы, коллажи и даже ковры и авторские книги показывают, как в творчестве одного важного автора трансформировалась форма, становилась текучей и вязкой, теряла узнаваемые контуры, но от этого приобретала еще большую выразительность.
Люк Тейманс в палаццо Грасси
В одном из двух венецианских пространств, принадлежащих Франсуа Пино, в палаццо Грасси, показывают важного бельгийского художника Люка Тейманса. Работающий с фигуративной живописью, Тейманс часто использует «повседневные» сюжеты из газет и интернета, преобразуя их на холсте. Недолгая работа в качестве кинорежиссера оставила отпечаток в виде специфического кадрирования и крупных планов. Наиболее известны его работы, переосмысляющие трагические моменты истории, в том числе холокост.
Яннис Кунеллис в Фонде Prada
Еще одно важное частное пространство — Фонд Prada — к Биеннале открывает масштабную ретроспективу Янниса Кунеллиса, одного из основателей итальянского послевоенного движения арте повера. Первая большая выставка после смерти художника в 2017 году подготовлена совместно с его фондом и показывает творческий путь от и до: со сложным поиском нового языка, форм и синтеза разных искусств. Работы из дерева и тряпок (принципиальный выбор для «бедного искусства»), «огненная живопись» с помощью дыма и сажи, инсталляции, в которых использовались звуки и запахи, в интерьерах палаццо XVIII века звучат особенно остро.