Николай Ушанов: Cadillac в Нижнем. Только на сытый желудок
В Нижнем Новгороде два года назад открылся дилерский центр Cadillac. Годовщину этого знаменательного события компания решила отметить тест-драйвом всего модельного ряда. Мероприятие совместили с необычным, но весьма увлекательным и сытным гастротуром, который по сути оказался довольно подробным знакомством с необычным бизнесом, по риску схожим с продажей автомобилей Cadillac в Нижнем Новгороде. Согласитесь, чтобы в сегодняшней непростой политической и экономической ситуации решиться на продажу автомобилей престижного американского бренда в российском регионе, надо обладать отвагой, здоровым цинизмом и горячо верить в волшебство продаваемой марки. Очень, очень похоже на строительство пригородного экоаула или ферму по разведению страусов. Здесь, на Средней Волге. Риски одинаковые.
Полтора часа на новом кроссовере Cadillac XT5 — и мы у цели, у ворот фермерского хозяйства «Макарьевский страус». Чудны дела твои, Господи. Кажется, ни слово Cadillac, ни слово «страус» к Нижегородской губернии не могут иметь никакого отношения. И тем не менее.
Но сначала — о том, как доехали. Дорожка до Макарьева узкая, качество асфальта среднее, обочины с зазубринами. Ямы, ямки, заплатки. Но никакого дискомфорта внутри благородного и дорогого салона не ощущалось. Тишина, едва слышная хорошая музыка. Благодаря колесам 20-го диаметра пресловутых выбоин автомобиль почти не чувствовал. Прекрасно доехали, без напряжения и с удовольствием.
Страусиная ферма, расположенная под боком у Макарьевской обители, в 100 километрах от Нижнего, существует с 2006 года и прекрасно себя чувствует. Большая благоустроенная территория за высоким забором: летнее кафе, мангал, тандыр, вежливый персонал и… чистота, какую поискать. Идеально чисто, даже в вольерах у кур, фазанов, цесарок и павлинов. Кроме большого открытого загона для страусов присутствует большой зимний павильон. Директор Людмила Волкова провела для любопытствующих обстоятельную экскурсию. Оказывается, доходность среднеразмерной страусиной фермы составляет порядка 20 миллионов рублей в год, если содержать 10–15 страусиных семей. Семья — это, как правило, три особи: самец и две самки. Но обычно содержат куда больше. В России сейчас насчитывается более 300 хозяйств подобного профиля, и примерно 10 из них обслуживают по тысяче и более голов. Продолжительность жизни страуса 60–70 лет, так что долгоиграющий доход при правильной заботе обеспечен. И детям хватит. Каждая самка в состоянии снести до 60 яиц за два месяца, но сама способна высидеть кладку только в 20 штук. Оставшиеся же, чтобы не пропали, или продают, или помещают в инкубатор. Питаются страусы куриным кормом, едят его по два килограмма в день, при температуре тела +45℃ они хорошо переносят морозы, не шумят и особенно не хулиганят. Недостатки, конечно, есть — птицы безмерно пугливы и также безмерно глупы. Испуганный страус, вопреки сложившемуся стереотипу, не прячет голову в песок, а в панике убегает — несется, не разбирая дороги, часто ломая себя, несчастного, об забор. И это при том, что ветеринаров — специалистов по страусам в стране очень мало. Основной доход фермы — мясо годовалых страусов (500–600 рублей за килограмм), яйца (одно яйцо может весить до полутора килограммов, 1000 рублей за штуку), кожа, перья, продажа выращенных «семейных трио», консультации начинающим страусоводам, сувенирная продукция, продажа чучел, экскурсии по ферме. Интересно.
И также интересно было попробовать яйца и мясо страуса на вкус. Сотрудники фермы с большим трудом, с помощью ножа и молотка, пробили дыру в толстой скорлупе и вылили содержимое в большую глубокую сковороду, заполнив ее всю. Затем насадили уже замаринованное мясо на шампуры — и через 15 минут мы ели готовый шашлык с яичницей. Яйцо по вкусу похоже на куриное, только фактура белка у него более пористая. А мясо напоминает говядину с какой-то едва заметной травяной отдушкой. Но главное в нем — диетические свойства. По словам Людмилы Волковой, специалисты рекомендуют мясо страуса людям с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, сахарным диабетом и анемией. Холестерина в нем практически нет, поэтому его полезно употреблять тем, кто страдает от лишнего веса.
Вроде и съели не много, однако порядком отяжелели. Самое время погрузиться в комфортабельное чрево автомобиля Cadillac XT5 и не спеша отчалить к следующей гастроточке, в экоаул. Это не далеко, километрах в тридцати от страусиной фермы. Пока едем, говорим об американском бренде.
Cadillac — это история, традиции, одна из старейших автомобильных компаний в мире, которой мы должны быть благодарны за многие технические радости. Такие, например, как электростартер, автоматическая коробка передач, панорамное лобовое стекло. В конце концов, за крестовую отвертку тоже. Все эти штуки придумали и впервые применили на практике инженеры «Кадиллака». А еще Cadillac — это культ: король рок-н-ролла Элвис и его розовый Fleetwood, «Охотники за привидениями» и их Cadillac Miller-Meteor Ambulance 1959 года, «Матрица. Перезагрузка» и Cadillac CTS, президент Обама и его бронированный Cadillac One. «Плавники», размеры, мощь. Исторический образ. Связь времен. По сравнению с гигантами из прошлого наш современный XT5 — игрушка из будущего. Внешность космического глайдера, электронное наполнение — оттуда же. Например, оптическое зеркало заднего вида. Камера передает изображение на зеркало. Качество изображения лучше натурального. До XT5 никто такого не делал. Из всего вышеперечисленного понятно, каким должен быть покупатель этих автомобилей. Как нестандартно он должен мыслить, чем увлекаться и как себя позиционировать. Cadillac сегодня идеологически помолодел, так что спрос ожидается. Вопрос — какой?
Помните, как у Чехова в рассказе «Сирена»? «После жаркого человек становится сыт и впадает в сладостное затмение. В это время и телу хорошо, и на душе умилительно». В экоауле нас пригласили лепить, а затем есть манты — согласны, лепим, пробуем есть. Вкусно. Затем — выпить чаю с плюшками и медом. Чай прекрасно заварен, горячий, ароматный. Пьем. Но едим уже с трудом. Предлагают походить с экскурсией. Тяжело вздыхаем, но идем. Экоаул — это набор разнокалиберных красочных юрт, расставленных в поле неподалеку от Макарьева. Между ними проложены дорожки.
Хозяева — бывшие военные, офицеры. Уволились из армии, собрались с духом и организовали нечто вроде отеля в народном казахском стиле. Отдыхающие приезжают сюда по предварительному звонку, их селят в выбранную комфортабельную юрту, кормят вкуснейшей казахской едой, моют в огромном медном котле под открытым небом, а затем, окончательно разомлевших, отправляют спать. В ту самую юрту.
Но рассматривать что-то, а тем более ходить нам уже тяжело. Вот так, после мантов, меда, чая и плюшек, поминая шашлык из страуса, разомлевшие, мы отправились... Спать? Нет. Ужинать! Как тут не вспомнить Довлатова и его деда: «Прежде чем идти в гости, дед обедал. Это не помогало. Куски хлеба он складывал пополам. Водку пил из бокала для крем-соды. Во время десерта просил не убирать заливное. Вернувшись домой, с облегчением ужинал…» Если б с облегчением. Но это не про нас.
Автомобильная история продолжилась на следующий день. Как было сказано, на тест-драйв Cadillac представил весь свой модельный ряд: лидера российских продаж марки, царя дорог Escalade в длинной и короткой версиях, представительский седан XT6 — дорогой и вальяжный лимузин и уже упомянутый кроссовер Cadillac XT5. На дорогах Нижнего наши автомобили смотрелись непривычно. Их с интересом разглядывали, обращали внимание. Мы съездили в Лысково на пивоваренный завод. После экскурсии опять ели. По второстепенным дорогам долго добирались обратно до Нижнего и там снова ели в дорогом ресторане, наполненном состоятельными гражданами — потенциальными клиентами марки Cadillac. Думать о еде уже не хотелось. Хотелось думать об автомобилях. Cadillac — американская икона, автомобиль для понимающих, для состоятельных, для тех, кто не хочет быть похожим на общую массу. Рынок внутренней России сложный, стереотипный, консервативный, продавать здесь подобную продукцию — не манты лепить. Однако хочется от всей души пожелать дилерам компании удачи в этом непростом деле. Риск должен быть оправдан, иначе будет несправедливо. И Cadillac обязательно обретет здесь свою нишу и своего преданного покупателя.