Фото: Пресс-служба BMW Group Russia
Фото: Пресс-служба BMW Group Russia

Frieze — одна из главных ярмарок в календаре коллекционеров современного искусства всего мира. Все началось в 2003-м, когда ее первый выпуск взорвал Лондон самым смелым, ярким и свежим искусством (сюда допускают только работы последних лет), моментально потеснив старину «Арт-Базель». Дальше павильон Frieze, который каждую осень выстраивают в Риджентс-парке, стал средоточием не только искусства, но и светской жизни, и шаг через океан, поближе к американским деньгам и музеям (а они тоже пополняют на Frieze свои собрания), был неизбежен. Frieze New York появился в 2012-м, а в феврале 2019-го к нему добавилась ярмарка в Лос-Анджелесе, прошедшая на киностудии Paramount. В любом месте своего проведения Frieze — это не только картины и инсталляции на стендах, но и большая параллельная программа, синтез всех актуальных искусств. Например, в Лос-Анджелесе была большая музыкальная часть и дискуссии о неизбежном миксе арта с технологиями и дизайном — соорганизатором обеих программ выступил концерн BMW. Ярмарка в Нью-Йорке в этом году восьмая по счету. Ради чего стоило сюда прийти, так это первоклассное искусство от топовых галерей из Европы, Америки и Азии, тематические мини-выставки Трейси Эмин, Дженни Хольцер, Роберта Индианы, Аниша Капура и других звезд на стендах. Были здесь и специальная VR-экспозиция, и выставка художников-аутсайдеров (или попросту самоучек), и блок галерей, посвященный латиноамериканскому искусству. Отдых в этой круговерти — лаунж BMW и автомобили 7-й серии для VIP-трансфера.

История отношений BMW и современного искусства началась в 1972 году, когда концерн заказал живописный триптих для штаб-квартиры в Мюнхене Герхарду Рихтеру. А в 1975-м стартовал проект BMW Art Car, в рамках которого кто-то из арт-гуру представлял свое оформление автомобиля немецкого производителя. С тех пор BMW сотрудничал с Александром Колдером, Энди Уорхолом, Джеффом Кунсом и Джоном Балдессари. Растить звезд с юности — часть культурной концепции концерна. В 2011 году вместе с Музеем Нисефора Ньепса в городе Шалон-сюр-Сон BMW запустил ежегодную фотографическую резиденцию. В марте объявляется конкурс, в сентябре победитель отправляется в парижскую Школу визуальных искусств Gobelins и получает восемь тысяч евро на реализацию оригинального проекта, который будет показан на крупнейшем фотографическом фестивале Rencontres d’Arles в июле и фотоярмарке Paris Photo в ноябре 2020 года. Часть снимков после этого вернется автору, часть — войдет в собрание BMW Group.

За этот и многие другие проекты в области искусства концерн в прошлом году получил премию Corporate Art Award, учрежденную при поддержке министерства культуры Италии в рамках программы «Меценаты XXI века».

Один из многих долгосрочных проектов концерна связан с московским музеем «Гараж» — грантовая программа «Искусство и технологии» поддерживает молодых (до тридцати пяти лет) художников, работающих на стыке искусства, инженерии, ИТ-технологий в направлении art & science. Победитель получает годовую стипендию в размере тридцать тысяч рублей в месяц, крупную сумму на реализацию проекта, поездку в Мюнхен и возможность консультации с техническими гуру BMW. В прошлом году победил московский саунд-художник Сергей Касич. Его проект «Презервация тишины» связан с созданием шумопоглощающих экранов и специального городского пространства с экспериментальной акустикой.

Текст: Ирина Осипова