
Двигатель искусств. Арт-мир и автогиганты
Frieze — одна из главных ярмарок в календаре коллекционеров современного искусства всего мира. Все началось в 2003-м, когда ее первый выпуск взорвал Лондон самым смелым, ярким и свежим искусством (сюда допускают только работы последних лет), моментально потеснив старину «Арт-Базель». Дальше павильон Frieze, который каждую осень выстраивают в Риджентс-парке, стал средоточием не только искусства, но и светской жизни, и шаг через океан, поближе к американским деньгам и музеям (а они тоже пополняют на Frieze свои собрания), был неизбежен. Frieze New York появился в 2012-м, а в феврале 2019-го к нему добавилась ярмарка в Лос-Анджелесе, прошедшая на киностудии Paramount. В любом месте своего проведения Frieze — это не только картины и инсталляции на стендах, но и большая параллельная программа, синтез всех актуальных искусств. Например, в Лос-Анджелесе была большая музыкальная часть и дискуссии о неизбежном миксе арта с технологиями и дизайном — соорганизатором обеих программ выступил концерн BMW. Ярмарка в Нью-Йорке в этом году восьмая по счету. Ради чего стоило сюда прийти, так это первоклассное искусство от топовых галерей из Европы, Америки и Азии, тематические мини-выставки Трейси Эмин, Дженни Хольцер, Роберта Индианы, Аниша Капура и других звезд на стендах. Были здесь и специальная VR-экспозиция, и выставка художников-аутсайдеров (или попросту самоучек), и блок галерей, посвященный латиноамериканскому искусству. Отдых в этой круговерти — лаунж BMW и автомобили 7-й серии для VIP-трансфера.