Театральный дневник. Репортаж с гастролей «Золотой Маски» в Новосибирске
«Золотая Маска» продолжает путешествие по России. Региональные фестивали уже прошли в Южно-Сахалинске, Омске и Новосибирске. В столице Сибири спектакли показали московский Театр имени Пушкина, Мастерская Петра Фоменко, театр-студия «Грань» из Новокуйбышевска и Татарский драматический театр из Альметьевска. «Сноб» отправился с артистами из Москвы и Новокуйбышевска в новосибирские театры, чтобы выяснить, как они устроены, а еще — поговорить о гастролях, театральных экспериментах и реакции на них зрителей
Новосибирск — третий по численности населения город России. Долгое время он считался самым быстрорастущим городом-миллионником в мире. В Москве количество жителей достигло миллиона за 700 лет, в Нью-Йорке — за 250, а в Новосибирске — всего за 70. Здесь расположена «самая умная» улица мира: на проспекте академика Лаврентьева в местном Академгородке находятся около 20 НИИ и других научных учреждений. А еще в Новосибирске активно развивается культурная жизнь. Городские театры регулярно гастролируют по России и миру, собирают награды на театральных фестивалях (например, в этом году привезли домой сразу три «Золотых Маски») и получают восторженные отзывы от критиков и зрителей.
Глобус — Театр имени Пушкина
«Новосибирск любопытно устроен, — рассказывает главный режиссер театра “Глобус” Алексей Крикливый. — Здесь есть несколько мощных театров, которые находятся на небольшом пространстве. Мы все ценим и уважаем друг друга, при этом одновременно находимся в диалоге и даже споре. Это рождает определенную энергию, здесь очень интересно».
Алексей Крикливый отвечает за художественный процесс в «Глобусе» последние 11 лет. Формально молодежный театр сегодня работает и для детской, и для взрослой аудитории, а на его сцене встречаются разные театральные школы и направления. В разные годы спектакли здесь ставили Дмитрий Черняков и Валерий Фокин, Марат Гацалов и Марина Брусникина, Роман Феодори и Борис Павлович. Постановки театра 24 раза были номинированы на «Золотую Маску» и получили шесть премий. В этом году театр выступил одним из организаторов фестиваля «Золотой Маски» в Новосибирске. На базе «Глобуса» регулярно проходят лаборатории по режиссуре и современной драматургии, а еще при театре работают вокальная и пластическая студии для молодежи.
Театр имени Пушкина приезжает на гастроли в «Глобус» не первый раз. Шесть лет назад сюда привозили спектакль по пьесе Бертольта Брехта «Добрый человек из Сезуана» в постановке Юрия Бутусова. Позже режиссер продолжил работать над наследием немецкого драматурга. На этот раз в столице Сибири показывают постановку по его первой пьесе — «Барабаны в ночи».
Фото: Владимир Яроцкий
Фото: Владимир Яроцкий
Фото: Владимир Яроцкий
Труппа приехала в Новосибирск без режиссера, поэтому всем процессом подготовки управляют сами артисты. «Мы работаем на новой площадке, из-за этого приходится думать о технических вещах, — говорит артист спектакля Тимофей Трибунцев. — В “Глобусе” другое пространство, иные расстояния, зал расположен далеко от зрителей — важно найти баланс».
«Конечно, мы ужасно волнуемся, — говорит артистка Анастасия Лебедева. — Обычно перед спектаклем мы слышим гул, а тут была мертвая тишина — не слышно было даже дыхания. В какой-то момент нам показалось, что сейчас откроется занавес, а там никого нет».
Алексей Крикливый — они с Александром Матросовым учились у одного мастера в Красноярске — успокаивает артистов: «У Юрия Бутусова фанатское сообщество есть не только в Москве и Петербурге, но и в Новосибирске. Местные зрители ждут гастролей».
«”Барабаны” — довольно сложный для восприятия спектакль, — рассказывает Анастасия Лебедева. — Иногда зрители говорят: “Слишком громко, у нас лопаются барабанные перепонки”. Я могу их понять: не все любят ходить в клубы. А мне нравится, когда есть драйв».
В прошлом году «Барабаны в ночи» получили семь номинаций на «Золотую Маску». Анастасия Лебедева за работу в спектакле выиграла награду за лучшую женскую роль второго плана. В этом году она вошла в состав жюри премии. «В этом сезоне я посмотрела очень много спектаклей, какие-то просто перевернули мне душу, — говорит она. — Например, “Пианисты” театра “Глобус” и “Мертвые души” театра “Поиск” из Лесосибирска. Там играют всего три артиста, но во время просмотра я думала, что разорвусь в клочки. Просто поразительно: в маленьком городке собрались энтузиасты, которые делают отличный театр с юмором и смыслом. Конечно, мы привыкли смотреть столичные спектакли, но в регионах тоже создают много классного».
«Я смотрю на региональный театр изнутри и наблюдаю за тем, как происходит объединение театрального пространства, — говорит Алексей Крикливый. — Во многом это происходит благодаря крупным фестивалям вроде “Золотой Маски”. Здесь никто не смотрит на то, из Новосибирска вы, из Лесосибирска или поете арии на Красной площади. Скидок нет ни для кого — есть определенный уровень, которому нужно соответствовать. Везде есть талантливые люди, и от региона это мало зависит. Хороший театр есть хороший театр».
Старый дом — Грань
«На месте “Старого дома” сначала было училище, а потом общежитие и даже продовольственные склады. Там, где сейчас сцена, буквально хранили картошку. Из-за того, что здание не театральное, во время спектакля долгое время нельзя было перемещаться между кулисами, и тогда артисты сами вырыли подземный ход», — начинает прогулку по театру артист Тимофей Мамлин. В гостях у «Старого дома» — труппа театра-студии «Грань» из Новокуйбышевска.
Фото: Владимир Яроцкий
Фото: Владимир Яроцкий
«Старый дом» появился в Новосибирске 86 лет назад и изначально существовал как передвижной театр. «Труппа все время переезжала с места на место, артисты буквально жили в дороге, — говорит Тимофей Мамлин. — Потом истории о бесконечных гастролях стали легендами, и только в последние годы гастроли начали возрождаться: мы только что вернулись из Берлина, а впереди у нас поездки со спектаклями в Румынию и на Сахалин. В театре нам так и сказали: “Учите английский, будем кататься по миру”».
Сегодня «Старый дом» находится на пике формы: в театре ставят именитые российские и зарубежные режиссеры, а постановки из года в год отмечают на театральных фестивалях (например, театр получил две премии и 10 номинаций на «Золотую Маску»). В труппе «Старого дома» 27 человек, а в репертуаре — около 20 спектаклей. Среди них — и классические водевили для массового зрителя, и ультрасовременные постановки: например, «Sociopath/Гамлет» в стиле киберпанк, вербатим с участием искусственного интеллекта «Пыль» и абсурдистский «Сережа очень тупой».
«За последние годы мы воспитали публику, которая теперь ходит только на эксперименты, — говорит Тимофей Мамлин. — При этом у нас есть немало спектаклей для неподготовленных зрителей. В этом кайф: ты не зацикливаешься на чем-то одном, а развиваешься во всех направлениях. У нас регулярно ставят приезжие режиссеры с разными методами и видением. Например, мы работали с Максимом Диденко и Семеном Александровским, Михаилом Патласовым и Юлией Ауг. Мне кажется, это мечта для любого театра».
«У нас все наоборот. Мы работаем только с одним режиссером — худруком Денисом Бокурадзе, — говорит актриса театра “Грань” Екатерина Кажаева. — Но это понятно: мы еще совсем юные. Профессиональным театром “Грань” стал только семь лет назад, а до этого он долгое время существовал как любительская студия. И репертуар у нас тоже пока не такой большой — около 10 спектаклей».
В труппе театра «Грань» всего 12 артистов — в родном Новокуйбышевске у них даже нет собственного здания: спектакли играют в Камерном зале Дворца культуры на 95 мест. При этом театр хорошо знают и за пределами Самарской области: «Грань» уже несколько лет участвует в конкурсе «Золотой Маски», а билеты на показы театра в Москве стабильно раскупают за пару месяцев до спектаклей.
Фото: Владимир Яроцкий
Фото: Владимир Яроцкий
Фото: Владимир Яроцкий
В Новосибирск «Грань» привезла «Корабль дураков» — пять французских средневековых фарсов. В спектакле занято всего шесть актеров и каждый исполняет по несколько ролей, вмиг меняя костюмы и грим. Художник по костюмам Елена Соловьева два года назад получила за работу над спектаклем «Золотую Маску».
«Эстетика нашего театра тяготеет к минимализму и гиперусловности, — рассказывает режиссер “Грани” Виктор Трегубов. — Помните, как решено пространство в “Догвилле” Ларса фон Триера? Мы делаем что-то подобное. Создавать атмосферу нам помогает художник по свету — Евгений Ганзбург из Санкт-Петербурга. Он работал с Бутусовым, Могучим, Гинкасом и другими большими режиссерами. В соавторстве с ним поставлены практически все наши спектакли, в том числе “Корабль дураков”».
Фото: Владимир Яроцкий
Фото: Владимир Яроцкий
Фото: Владимир Яроцкий
Фото: Владимир Яроцкий
«“Грань” и “Старый дом” во многом похожи, — говорит артист новокуйбышевского театра Кирилл Стерликов. — У нас тоже камерное пространство, мы находимся максимально близко к зрителям, а еще у нас есть ощущение семьи: мы все друг за друга горой. Мне нравится, что здесь атмосфера не театра с позолоченными люстрами, а настоящего дома. Я думаю, мы к чему-то подобному придем, когда нашему театру построят собственное здание».
Красный факел — Мастерская Петра Фоменко
«У нашего здания очень богатая история, и далеко не сразу в нем расположился театр, — рассказывает артистка “Красного факела” Дарья Емельянова. — Сначала это было Купеческое собрание, по-другому — Деловой клуб для бизнес-элиты Ново-Николаевска (так наш город именовался в начале ХХ века). В 1918 году здание получило другое название: “Дом рабочих”. А театр “Красный факел” начал обживать эту сцену только с 1932 года. И сегодня мы стараемся освоить каждый уголок нашего исторического особняка. В театре есть Большая и Малая сцены, а еще третья площадка — кафе, где артисты могут реализовать собственные проекты. Прямо в фойе утром мы играем спектакли для малышей, а вечером устраиваем чтецкие программы. Но полнее всего здание оживает ежегодно 27 марта. Мы в “Красном факеле” первыми стали проводить в День театра акцию, которую сейчас подхватили коллеги по всей страны, — “Ночь театра”. Суть в том, что зрителей приглашают на экскурсию не просто в закулисье, а в самые потайные части здания — например, в трюм под поворотным кругом, чердак, репетиционный зал. И даже там их ждет театральное представление, которое артисты готовят специально для этой ночи».
В репертуаре «Красного факела» около 50 спектаклей разных жанров. Среди них — актуальные драмы и традиционные комедии, детективные триллеры и пиратские боевики, сказки для взрослых и театральные мультфильмы для детей. В «Красном факеле» часто ставят приглашенные режиссеры (например, Филипп Григорьян, Сергей Землянский и Денис Азаров), а постановки новосибирского театра показывают по всему миру. В последние годы труппа ездила с гастролями в Германию, Польшу, Грецию, Францию, Швейцарию и многие российские регионы. В октябре спектакль «Три сестры» увидят в Японии.
Столичным зрителям «Красный факел» известен, прежде всего, благодаря фигуре главного режиссера. Тимофей Кулябин ставит в Театре Наций и Большом и регулярно привозит новосибирские спектакли на фестивали. Но в этот раз театр гастроли принимает — главную сцену «Красного факела» в зале на 510 мест обживают артисты московской «Мастерской Петра Фоменко». В Новосибирске они показывают свой хит — шекспировскую комедию «Сон в летнюю ночь» в постановке Ивана Поповски. В 2016 году постановка стала лучшим драматическим спектаклем на «Золотой Маске».
«Не каждый спектакль любишь одинаково, а тут все сложилось, — рассказывает исполнитель роли лесного духа Робина Амбарцум Кабанян. — На репетициях мы кайфовали, валяли дурака, и даже Галя (Галина Тюнина — заслуженная артистка РФ. — Прим. ред.) нас в этом поддержала. Было классно: возникло ощущение, что мы стали единым целым. Но на первом прогоне у нас началась паника. Никто не смеялся, и мы решили, что спектакль не понравился. Это был какой-то ад. На носу премьера, все в ужасе. А я бегаю по театру и кричу: “Мы возьмем “Золотую Маску”!” Мне никто не верил, все говорили: “Амбарцум, успокойся!” Но ведь в итоге взяли!»
«Я давний и абсолютный фанат “Мастерской”, — делится впечатлениями Дарья Емельянова. — Восхищаюсь слаженностью, с которой вы работаете, энергией, а еще физической подготовкой».
«”Сон” очень сложно играть физически, — соглашается Амбарцум Кабанян. — Мы то носимся, то висим вниз головой. Этот сумасшедший темп жутко выматывает. Но отдача, которую мы получаем от зрителей, — это что-то невероятное. Когда от зала идет волна, это так круто».
Фото: Владимир Яроцкий
Фото: Владимир Яроцкий
«Мне кажется, гастроли всегда дают новый толчок для развития спектакля, — говорит Дарья Емельянова. — Визитная карточка нашего театра — спектакль “Три сестры” — длится четыре с половиной часа и играется на языке жестов. Мы готовили его полтора года, там все выверено до мелочей. Например, если я стучу каблуком, это сигнал для другого артиста, что пора начинать реплику. Мы долгое время играли спектакль на родной сцене и перед первыми гастролями переживали, что на чужой площадке он просто развалится. Но вдруг случилось удивительное: на показах в Европе роли и взаимоотношения стали развиваться глубже, по-другому начали проявляться партнеры. Это просто сумасшедшие вещи».
«Дома ты привыкаешь к своему зрителю и в общем можешь предположить, на что он среагирует,— добавляет Амбарцум Кабанян. — А в незнакомых городах все происходит непредсказуемо. Например, я замечаю, что на гастролях публика часто реагирует не на артистов, а на текст — и это открывает новые смыслы для нас самих. Но в конечном итоге важно, чтобы со сцены шла правда, тогда зрители ее почувствуют и подключатся к происходящему».
Фестиваль «Золотая Маска» в Новосибирске проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации