
«Стресс и "кактус"». Гастроли «Золотой Маски» в Омске
Гастроли «Золотой Маски» — это продолжение и развитие основной программы фестиваля. Для каждого города составляется своя программа — с учетом местной специфики и технических особенностей площадок. И если в Южно-Сахалинске показали программу классического толка, то в Омске она оказалась более разноформатной: здесь были и классика, и современная пьеса, и эксперимент.
Зрителям Омска, привычным к хорошему театру (Омская драма всегда была на высоте), показали постановку Театра наций «Идиот» с Ингеборгой Дапкунайте в главной роли. Режиссер Максим Диденко, мастер переплавлять драматическое в танцевальное, родом из Омска, и его тут ждали особенно. Эстетика и чистота исполнения, звуковая подача и спрессованный Достоевский — все это произвело мощное впечатление на зрителя. Главный режиссер Омской драмы Георгий Цхвирава считает, что «Идиот» «очень хорошо прошел». Однако отзывы были разные: новации, которые в этой программе представлял Диденко, непросто даются залу, но без них невозможно представить себе сегодняшний театр.
Следующими в программе были «Записки юного врача» — моноспектакль по булгаковским рассказам Максима Блинова, ученика петербургского педагога и режиссера Григория Козлова. Постановку свозили и в город Тара, за 300 километров от Омска. «Люди, о которых рассказывает герой Максима Блинова, — частичка его самого, он как бы вспоминает о них и о себе. И из простого все перерастает в сложное», — так описала спектакль омская журналистка Елена Петрова.
Показ «Старого дома» Владимира Панкова (Центр драматургии и режиссуры) пришелся на 9 мая и совпал с днем рождения Булата Окуджавы, чьи песни звучат в спектакле, рассказывающем историю нескольких семей, живущих в коммуналке 1960-х. ЦДР впервые за долгое время попал в пул «масочных» региональных проектов — и «выстрелил»: и за счет вызывающего ностальгию материала (пьеса Алексея Казанцева написана в начале 1970-х), и за счет самой формы, с которой работает Панков, придумавший жанр «саундрама». «На омском показе сыграли свою роль факторы, которые не были учтены, когда спектакль ставился, — говорит директор ЦДР Анна Волк. — 9 Мая и 90 лет Окуджаве. И когда Панков сказал об этом уже на поклонах, мы все почувствовали, как много это обстоятельство значило».