Top.Mail.Ru

Редакционный материал

Почему ученые могут лишиться возможности обследовать обломки «Титаника»

Американская частная компания OceanGate отложила намеченное на конец июня погружение к «Титанику». Организаторы экспедиции опасаются, что их исследовательское судно Havila Harmony могут конфисковать из-за неоднозначной трактовки морского права Канады. Решить эту проблему быстро не получится, поэтому новая попытка опуститься на дно Атлантического океана запланирована на следующий год. Однако исследователи самого известного кораблекрушения в истории сомневаются, что ученым из США вообще удастся осуществить свои планы. Почему человечество может больше никогда не увидеть обломки знаменитого лайнера, «Снобу» рассказал председатель российского историко-исследовательского сообщества «Титаник» Максим Полищук

17 Июнь 2019 13:21

Носовая часть Титаника, 2004 Фото: NOAA/IFE/URI


Ɔ. Компания OceanGate занимается глубоководными исследованиями с 2009 года, на ее счету больше десяти экспедиций. Как долго готовилось погружение к «Титанику»?
 

Об этой экспедиции говорят с 2016 года, тогда же компания объявила, что начинает строить специальный глубоководный обитаемый аппарат. Назвали его «Титан». Он способен погрузиться на глубину до 4000 тысяч метров, «Титаник» же находится на глубине 3800 метров. Первое погружение «Титана» должно было состояться в прошлом году, но, как заявил глава компании, в мае 2018 года в аппарат или рядом с ним ударила молния, что вывело часть систем из строя, их пришлось ремонтировать. Новую экспедицию назначили на 27–28 июня 2019 года, судно-носитель должно было отправиться из порта острова Ньюфаундленд. Но вот буквально несколько дней назад стало известно, что и эта экспедиция не состоится. 


Ɔ. СМИ пишут, что причина якобы в сложном канадском морском праве. В чем конкретно сложность?

Организаторы говорят, что по законам Канады торговые суда под иностранным флагом не могут совершать переходы между канадскими портами. Но это очень подозрительное объяснение: с 1985 года, когда обнаружили «Титаник», к нему было организовано несколько десятков экспедиций с участием англичан, французов и, конечно же, русских, которые погружались на дно Атлантического океана чаще и больше других. Никаких проблем не возникало. Возможно, OceanGate просто не может найти достаточное количество участников. 


Ɔ. Они планировали набрать шесть групп по девять человек в каждой, причем не обычных людей, а специалистов, которые могут быть полезны во время погружения.

Да. При этом стоимость участия в экспедиции составляет 125 тысяч долларов — более 8 миллионов рублей. Это очень большие деньги. И хотя экспедицию не отменили, а перенесли, не удивлюсь, если погружение не состоится и в следующем году. 


Ɔ. В чем основная задача OceanGate?

Они позиционируют погружение как научно-исследовательскую экспедицию. Те, кого они пригласили на борт «Титана», должны были пройти специальную подготовку. Скажем, стать на время оператором аппарата или картографом. Их основная цель — за время погружений с помощью высокоточных лазеров составить масштабную карту обломков, спрогнозировать, что будет с лайнером дальше, создать 3D-модель. Туда на дно никто не погружался с 2010 года, ученые не знают, как сейчас выглядит «Титаник». 


Ɔ. Пишут, что его корпус буквально уничтожает ржавчина, по 180 килограмм в день. Это так?

Разница в состоянии обломков судна между экспедициями 2005 и 2010 года оказалась разительной. За пять лет скорость разложения металла сильно ускорилась. Девять лет назад палубы лайнера уже обваливались друг на друга, части обшивки отваливались крупными кусками. Что происходит с «Титаником» сейчас, не скажет никто. Есть предположение, что вся верхняя часть, надстройка, где были общественные помещения первого класса, обрушилась внутрь корпуса, и теперь кроме носовой части судна там не на что смотреть. Все-таки «Титаник» находится под водой уже 107 лет. 


Ɔ. То есть 3D-модель, даже если экспедиция погрузится на дно, составить не получится?

Это будет модель того, что уцелело. В 2010 году была составлена масштабная модель обломков, но эту информацию для широкой публики полностью не опубликовали, ее предоставляют ученым и энтузиастам только для личного пользования и за очень большие деньги. Однако важно понимать, что разрушение «Титаника» открывает перед исследователями буквально новые двери. Возможно, получится попасть в котельную лайнера, в глубины машинного отделения и паровых машин, которые как огромные подводные сфинксы охраняют покой «Титаника». Это конечно лирика, но в 2005 году, во время экспедиции Джеймса Кэмерона под руководством океанолога Анатолия Сагалевича, котельные увидеть так и не удалось. Внутрь пытались завести специальный телеуправляемый аппарат, но безуспешно.

Максим Полищук Фото: Личный архив/VK


Ɔ. Почему экспедиции спускаются к «Титанику» все реже?

Если говорить о российских экспедициях к «Титанику», они никогда не были государственными. Погружения к обломкам аппаратов «Мир-1» и «Мир-2» Института океанологии РАН Им. П. П. Ширшова организовывались на частные деньги. В 2007 году у аппаратов «Мир» забрали судно обеспечения «Академик Мстислав Келдыш», это было решение нового руководства института. С тех пор «Миры» на простое, финансирования их работы не предвидится. США и другие страны также не могут постоянно погружаться к одному «Титанику», им необходимо проводить и другие научные исследования. Аппаратов просто не хватает, тем более таких, которые способны опуститься на 4000 метров. 


Ɔ. Это значит, что в последние годы новой информации о трагедии «Титаника» и самом лайнере не появляется?

Мы почти каждый день публикуем какие-то новые данные, крупицы, позволяющие узнать о трагедии 1912 года чуть больше. Недавно мы опубликовали воспоминания одного из тех, кто погружался к «Титанику» в 1996 году. Он рассказал, что в одной из ваз, которую подняли на поверхность и очистили, нашли что-то похожее на кости. Автор воспоминаний рассуждает: могла ли это быть кость человека или же это кость животного, оставшаяся там с последнего ужина. Все эти детали становятся поводом для жаркой дискуссии. 

Есть и так называемые fake news. Например, два года назад «прогремела» информация, что «Титаник» затонул из-за пожара. Появился британский журналист, который на одной из фотографий увидел некую черточку на корпусе лайнера. Он развил целую теорию, что внутри был пожар, который ослабил корпус судна, в результате чего тот затонул. Мы полностью проанализировали его заявления, собрали факты и опубликовали большой материал, доказывающий, что это ложная теория.


Ɔ. Строительство «Титаника-2», о котором пару лет назад писали СМИ, тоже фейк?

О новом лайнере заговорил австралийский миллиардер Клайв Палмер в 2012 году. Это не просто богатый человек, он политик. Была огромная рекламная кампания, о новом лайнере писали все. Но прошло семь лет, проект с мертвой точки так и не сдвинулся. Более того, выяснилось, что часть участников проекта отказалась продолжить сотрудничество с Палмером, поскольку он им не выплатил денег. Зато о нем узнал весь мир. 


Ɔ. Много ли людей сейчас продолжает зарабатывать на трагической истории «Титаника»?

Таких историй очень много, например, музеи, где выставляются артефакты. В Москве в 2014 и 2015 году мы помогали организовать выставку «Титаник: Как это было». Люди шли толпами, хотя билеты были не дешевые. Есть также различные туры по местам, связанные с лайнером — например, британский город Саутгемптон, откуда лайнер вышел в свой первый и одновременно последний рейс. 


Ɔ. Можно сказать, что скоро «Титаник» останется лишь в памяти людей и в виде музейных экспонатов.

Да, если OceanGate или другая компания в ближайшие годы снова не совершит экспедиции к обломкам, есть опасения не увидеть «Титаник» еще долгое время, а может, и вообще никогда. О «Титанике» начнут забывать как о каком-то мифе из прошлого, но на дне будут лежать отдельные ржавые обломки когда-то самого впечатляющего пассажирского судна, созданного человеком.

Беседовал Никита Павлюк-Павлюченко 

Лого Телеграма Читайте лучшие тексты проекта «Сноб» в Телеграме Мы отобрали для вас самое интересное. Присоединяйтесь!
0 комментариев

Хотите это обсудить?

Войти Зарегистрироваться

Читайте также

Настоящая история аббатства Даунтон

Новости партнеров

Максим Кантор интересуется, как сочетаются демократия и вежливость на примере гибели «Титаника»