Ребенок и роботы: волноваться или нет?
Современные дети нередко ориентируются в технологиях быстрее, чем их родители. Разговоры о GameDev, 3D-моделировании, блокчейне, IoT, DevOps, Data science и машинном обучении могут поставить многих взрослых в тупик, в то время как школьники уже знают, что это такое, и зачастую успевают попробовать освоить эти новейшие технологии.
Одним из ярких примеров таких «цифровых» увлечений у детей является роботостроение. Заниматься им можно уже с раннего возраста на специальных курсах или дома, используя готовые наборы (Makeblock mBot, HUNA-MRT, Fischertechnik Robotics и другие). По сути это те же игры в конструктор, только вместо простых пластиковых деталей используются микросхемы, датчики, сенсоры и приводы.
Роботы опасны?
Таких игр не было еще ни у одного поколения, поэтому родители переживают, не навредит ли детям новое хобби. Вот самые распространенные родительские опасения:
- Страх №1: Разрыв с реальностью. Факт: Роботы стали частью действительности. Пылесосы и питомцы с искусственным интеллектом уже никого не удивляют, а со временем такие и более сложные машины заполнят все сферы нашей жизни, вплоть до бытового обслуживания.
- Страх №2: Отсутствие социализации. Факт: Недостаток общения мог быть проблемой для компьютерщика минимум десять лет назад. Сейчас общество робототехников становится все больше, и там не просто общаются, а создают уникальные проекты, участвуют в олимпиадах всероссийского и международного уровня, знакомятся с единомышленниками из других стран.
- Страх №3: Пустая трата времени. Факт: бесполезными игрушками роботов сейчас называют лишь консерваторы, которые не интересуются тем, что происходит в мире. Современное роботостроение — это более чем серьезное занятие. С раннего детства ребята начинают осваивать программирование, физику и механику. А процесс сборки робота развивает пространственное мышление, мелкую моторику и внимательность.
- Страх №4: Деньги на ветер. Факт: Как ни странно, в битве за семейный бюджет робототехника уступает привычным игрушкам. Например, микроконтроллерный робот обходится примерно в 5000 рублей. Кроме того, в отличие от дорогих сигвеев и мобильных гаджетов, которые быстро надоедают, возможности робота ребенок может изучать на протяжении очень долгого времени, ведь функционал робота ограничен лишь фантазией его создателя. Не говоря уже о том, что такое увлечение в будущем может перерасти в высокооплачиваемую профессию. Так что покупка робота является примером прекрасной инвестиции в будущее.
- Страх №5: Работа для избранных. Факт: Для большинства родителей робототехника похожа на космонавтику. Учиться нужно годами, отбор проходят единицы, и детское увлечение оказывается ненужным. Вопреки такому стереотипу, работа с умными машинами становится все более востребованной. Например, в 2017 году спрос на специалистов в робототехнике увеличился на 121 процент. Средняя годовая зарплата инженера-робототехника составляет 88 800 долларов.
Как это увлечение поможет ребенку в будущем?
Роботизированные системы уже сегодня проникают в целый спектр отраслей. Кроме изучения океана и космоса (где специалистам платят очень хорошие деньги) роботы нужны на опасных производствах. Например, Сибирская угольная энергетическая компания использует роботов для работы в небезопасных для человека условиях. Умные машины уже помогают нам в спасательных операциях, исследовании производственных объектов. Многие сейчас говорят о массовой роботизации медицины в будущем. Наконец, роботы входят в нашу повседневную жизнь: «Яндекс» уже активно развивает идею беспилотных автомобилей в России.
Сейчас есть множество способов обучить детей робототехнике. Можно купить конструктор Arduino и изучать робототехнику самостоятельно, с помощью различных интернет-ресурсов. Родители также могут отдать ребенка на курсы дополнительного IT-образования — вариантов очень много: есть места, где детей обучают какому-то конкретному навыку, а в некоторых школах предлагают многоступенчатое образование с глубокой базой.
Многие школьники активно участвуют в национальных и международных выставках. Например, в прошлом году на конкурсе «Юные техники и изобретатели» подростки Егор Петров и Андрей Чертов представили своего оригинального «робота-червя». Третьеклассник из Татарстана Амир Ибрагимов уже несколько лет конструирует робота-уборщика Dustbot.
Изобретения детей привлекают внимание и взрослых ученых: ежегодно в России и в мире проходят олимпиады, конкурсы и форумы, на которых юные инженеры представляют свои изобретения. Этой осенью в Венгрии российские школьники поборются за победу на Международной робототехнической олимпиаде. Взрослым порой сложно поверить в то, что раньше считалось невозможным, но занятия робототехникой могут определить все будущее ребенка.