Пять альбомов, которые помогут полюбить джаз
Miles Davis, Kind Of Blue (Columbia)
Если бы всю историю джазовой грамзаписи пришлось свести к одной пластинке, ею стала бы четырежды платиновая Kind Of Blue. Пластинка стала шедевром направления модальный джаз, при котором используется ладовый принцип импровизации, а не тональный, характерный для классической музыки и раннего джаза. Многие музыкальные критики упоминают Kind of Blue не только как наиболее коммерчески успешный альбом Майлза Дэвиса, но и как самую продаваемую джазовую запись всех времен.
Herbie Hancock, Head Hunters (Columbia)
В 1973 году пианист Херби Хэнкок отошел от перегруженного концепциями фьюжна, выпустив вызывающе простой альбом Head Hunters. Энергичный фанк-ритм в комбинации с фьюжном и никаких импровизаций — гений Хэнкока возвращал джаз к танцевальной музыке в комбинации с электрической синтезаторной мощью. Главный хит пластинки — композиция Chameleon — построен вокруг двух простейших музыкальных фраз, но выкинуть его из головы решительно невозможно.
Robert Glasper, Black Radio (Blue Note)
Magnum Opus пианиста Роберта Гласпера убедительно доказывает, что и джаз способен быть музыкой вне времени. На Black Radio Гласпер искусно вплетает в устоявшиеся джазовые паттерны элементы хип-хопа, соула и R&B. Энергия улиц в голосах Эрики Баду, Лалы Хэтэуэй, Мос Дефа и Лупе Фиаско, зажигательный ритм, окутанный мягкими клавишными, — это действительно очень красиво.
Anatoly Gerasimov Band, Live in Olimpiada-80 (Fancymusic)
Это пластинку вы вряд ли найдете в «списках лучшего», но в ней есть всё, за что можно полюбить джаз. Для записи альбома саксофонист Анатолий Герасимов со товарищи собрались вместе в клубе «Олимпиада-80». Красивые мелодии, джаз-фанковый напор, замысловатые ритмические фигуры — это и есть то самое торжество момента, когда музыканты интуитивно находят тонкие связи для плавного перехода от гармонии к импровизации.
John Coltrane And Johnny Hartman (Impulse!)
Совместная пластинка Джона Колтрейна и Джонни Хартмана 1963 года — дуэт вокала и саксофона. Вместо запутанных саксофонных импровизаций, присущих Колтрейну, здесь — ясное и сосредоточенное звучание, дополненное сдержанным, мягким вокалом Хартмана. Альбом был добавлен в «Зал славы Grammy» в 2013 году.
Подготовил Александр Аношин