Все новости
Редакционный материал

Первым делом — люди: чудесные истории спасения в авиакатастрофах

Воздушный транспорт признан самым безопасным в мире, но внештатные ситуации на рейсах все же происходят, и тогда любая осечка может привести к трагедии с большим количеством жертв. Однако нередко бывает, что благодаря слаженной работе экипажа и мастерству пилотов пассажиров удается спасти как, например, это случилось 15 августа с рейсом «Уральских авиалиний» или 15 января 2009 года с рейсом US Airways, который приводнился на реку Гудзон. Рассказываем о воздушных катастрофах, которых удалось избежать
15 августа 2019 17:11
Фото: Ross Parmly/Unsplash

Airbus A321 на кукурузном поле

15 августа 2019 года самолет авиакомпании «Уральские авиалинии», следовавший из Москвы в Симферополь, совершил экстренную посадку на кукурузном поле в километре от взлетно-посадочной полосы Жуковского. Причиной чрезвычайной ситуации стало столкновение со стаей чаек при наборе высоты. Пилотам чудом удалось посадить самолет с полными баками горючего на брюхо, избежав возгорания. На борту находились 234 человека, семеро из них — члены экипажа. Выжили все, однако есть пострадавшие: их госпитализировали с ушибами.

Аварийная посадка на Гудзон

История Airbus A320-214 авиакомпании US Airlines, следовавшего 15 января 2009 года маршрутом Нью-Йорк — Шарлотт — Сиэттл, во многом похожа на катастрофу в Жуковском. Через полторы минуты после взлета самолет столкнулся со стаей птиц, из-за чего оба двигателя воздушного судна отказали. Столкновение произошло на высоте 970 метров. Лайнер вылетел с курсом на север, но пилотам пришлось экстренно разворачивать его на юг, чтобы совершить аварийную посадку на реку Гудзон, не задев мост Джорджа Вашингтона. При посадке левый двигатель отделился от самолета.

На борту находилось 155 человек, пятеро из них были членами экипажа, Выжили все, однако около 70 человек получили травмы, серьезно пострадала стюардесса.

Отказ обоих двигателей Boeing 737-3T0

24 мая 1988 года Боинг авиакомпании ТАСА выполнял рейс из Белиза в Новый Орлеан. Однако уже во время снижения на высоте 5 тысяч метров оба двигателя самолета резко отказали. Спустя некоторое время на высоте полторы тысячи метров оба двигателя удалось запустить, но была опасность их возгорания, поэтому командир корабля принял решение садиться с выключенными турбинами. Судно посадили на насыпь неподалеку от канала, на который сначала собирались производить посадку. Пилоты выполнили скольжение на крыло — особый маневр, при котором самолет снижается с большим креном, судно как бы проскальзывает в направлении крыла.

Всего на борту находилось 45 человек: 38 пассажиров и 7 членов экипажа. Никто не пострадал.

Случаи отказа сразу обоих двигателей без внешних причин — редкость. К тому же, самолет был практически новый: выпущен в том же 1988 году, летал с января, а за весь период эксплуатации провел в небе около 1505 часов.

Boeing 747 и кусок металла

Во время взлета Boeing 747 авиакомпании Air India была повреждена обшивка одного из двигателей. После взлета кусок металла был найден на взлетно-посадочной полосе пилотом другого воздушного судна, принадлежавшего авиакомпании Air France. Кусок обшивки Боинга мог бы стать причиной сразу двух катастроф, но, к счастью, все обошлось. Рейс из Индии в Саудовскую Аравию прервали, самолет посадили и отправили на экспертизу. Позже выяснилось, что в двигателе были большие вмятины и трещины, обтекатель отсутствовал.

Самолет направлялся за мусульманскими паломниками в Джидду, на борту находилось 16 членов экипажа, никто из них не пострадал. Катастрофы удалось избежать благодаря счастливому стечению обстоятельств.

Отказ всех систем Avro RJ85

4 августа 2004 года у самолета авиакомпании Lufthansa отказала система управления. Сбой стал причиной экстренной посадки Avro RJ85 в австрийском аэропорту Грац. Самолет должен был приземлиться в штатном режиме через 15 минут, но на подлете к пункту назначения диспетчеры получили сообщение об отказе рулей высоты и киля, без которых посадить самолет крайне тяжело. Некоторое время самолет был полностью неуправляем, минимальный контроль за воздушным судном пилоты осуществляли, меняя режим работы двигателей. Экипаж получил команду на посадку, летное поле расчистили, чтобы осуществить внеплановое приземление, но самолету пришлось еще сорок минут кружить над аэродромом.

На борту находилось около 60 человек, никто из них не пострадал.

Есть дым, но нет огня на борту Boeing 747

19 августа 2003 года самолет авиакомпании Air Canada, следовавший из Франкфурта в Торонто, был вынужден совершить экстренную посадку в Исландии. В одном из пассажирских отсеков лайнера обнаружили дым. Через какое-то время он полностью исчез, однако командир воздушного судна настоял на аварийной посадке. По прибытии самолет тщательно обследовали, но нигде так и не нашли очаг возгорания. На борту было 269 пассажиров и 13 членов экипажа, никто из находившихся в самолете не пострадал.

Разбитое стекло Ту-134

29 мая 2003 года самолет авиакомпании «Татарстан» выполнял рейс из Нижнекамска в Москву, как вдруг на высоте трех километров произошла разгерметизация кабины пилотов — треснуло стекло. Летчики решили, что нужно возвращаться в аэропорт вылета, но, как известно, посадка самолета с полными баками горючего небезопасна, так как есть вероятность возгорания. Поэтому пилотам пришлось сажать самолет, предварительно растратив запасы горючего, для этого они кружили над аэродромом. Несмотря на задержку, никто из пассажиров и членов экипажа не пострадал. Через час пассажиры отправились в Москву другим рейсом. Причиной инцидента могла стать ударившаяся в стекло птица. 

Boeing 737 теряет часть фюзеляжа

Самолет авиакомпании Aloha Airlines выполнял рейс из Хило в Гонолулу 18 апреля 1988 года. Через двадцать три минуты после взлета у самолета сорвало часть обшивки фюзеляжа общей площадью 35 квадратных метров. Это произошло у двери в кабину пилотов и над первыми шестью рядами в бизнес-классе. Пассажиры оказались под потоком воздуха скоростью 500 км/ч и температурой ниже −45 °C. Командир воздушного судна принял незамедлительное решение о снижении, но при стремительном сбросе высоты управлять самолетом стало еще труднее. Посадка осложнилась еще тем, что пришлось заходить на второй круг, так как не загорелся индикатор выпуска носового шасси и самолет просто-напросто мог «клюнуть» носом (после стало известно, что проблема была в лампочке, а шасси еще в первый раз выпустилось исправно). В тот же момент отказал левый двигатель, так что пилоты посадили самолет с одной работающей турбиной.

На борту находилось 95 человек. Погибла старшая стюардесса Кларабелль Лэнсинг — она находилась именно в том месте, где произошла авария, и мощный поток воздуха выбросил ее наружу. Остальные выжили, но получили ранения. 

Подготовила Виктория Худабашян

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
15 августа неподалеку от аэропорта Жуковский совершил жесткую посадку самолет «Уральских авиалиний» с 226 пассажирами на борту. При этом никто не погиб. Как только о происшествии стало известно, пассажиры и пользователи соцсетей начали благодарить экипаж
Игорь Залюбовин
Мы продолжаем публиковать дневники нашего специального корреспондента Игоря Залюбовина, который отправился в Сибирь на три дня, чтобы писать репортаж про горящую тайгу, а застрял уже на две недели. Эти тексты редакция «Сноба» получает от автора эсэмэсками
Яна Соколова
Яна Соколова, взявшая в семью нескольких приемных детей, продолжает рассказ о своих переживаниях и приключениях