Отправить бабушку в кругосветку. Как туризм старшего поколения привел к переменам в мировой туриндустрии
В мае 2018 года в Китае был проведен Всемирный конгресс туризма старшего поколения (World Senior Tourism Congress, WSTC), собравший представителей 70 стран. Выбор места неслучаен: по данным China Tourism Academy, в 2018 году по миру путешествовали аж 140 миллионов китайцев (13,2 процента из них посетили Европу). Аккумуляция хотя бы части этого потока — заветная мечта многих турфирм. Но добиться этого непросто.
По словам президента WSTC профессора Франсуа Велла, при развитии туризма старшего поколения следует учитывать особенности и специфику организации досуга для этой категории путешественников. Так, пенсионеры предпочитают более продолжительные туры, не любят пиковых дат, потому что в это время самые высокие цены, путешествуют несколько раз в год. Европейцы — из тех, кому за 60, — предпочитают железнодорожный транспорт автобусам и самолетам: он не только дешевле, но и комфортнее, плюс сам по себе является и развлечением, и способом знакомства с новыми людьми. А китайские пенсионеры путешествуют, как правило, группами (индивидуальные туры тут редки) и нуждаются в переводчике.
Тот факт, что организация туров для пожилых может быть прибыльным делом, уже вызвал ажиотаж в турсекторе по всему миру
Все сложности, возникающие при организации вояжей для людей старшего поколения, по словам экспертов отрасли, непременно окупятся при условии грамотной и тщательной подготовки туров. Минусы станут плюсами: желание путешествовать не в разгар сезона приведет к загрузке простаивающих в межсезонье мощностей отелей и ресторанов, повышенное внимание пожилых к ценам на турпоездки будет компенсировано увеличением их продолжительности и т. д. Учиться, путешествуя, — возможность не только для молодых. Старшее поколение, располагая свободным временем, с удовольствием посещает мастер-классы, слушает дополнительные лекции о тех или иных достопримечательностях.
Тот факт, что организация туров для пожилых может быть прибыльным делом, уже вызвал ажиотаж в турсекторе по всему миру и способствовал тому, что на Западе разработкой таких маршрутов занялись всерьез. За путешествующих пенсионеров развернулась настоящая конкуренция между турфирмами, отелями, ресторанами и даже достопримечательностями. Вместе с тем в развитых странах по-прежнему не хватает специалистов и кадров для обслуживания этого сегмента рынка: нигде в мире ни один университет или гостиничная школа не готовят специалистов исключительно для работы с возрастными туристами.
Для России трудности, с которыми сталкивается Запад, пока неактуальны — хотя бы потому, что о возрастном туризме тут особо никто не задумывается. Запрос соответствующих туров в интернете предлагает ссылки на сайты компаний и турпакеты, где в реальности никакой специфики для туризма старшего поколения нет. А это потерянные возможности. Ведь большинство стран-доноров такого турпотока расположено поблизости от российских границ: Китай, Япония, Южная Корея. Российским турфирмам пора подстраиваться под вкусы и запросы этой категории путешествующих. Много сил это не требует, достаточно быть внимательным к деталям. Например, к тому, что китайцы не любят, когда программа тура перенасыщена посещениями храмов: для них все церкви похожи одна на другую.
Пока же в большинстве своем отечественные турфирмы, заявляющие о наличии спецпредложений для людей старшего возраста, лукавят: в их турпакетах нет дискаунта, иного наполнения и проработки маршрутов. При этом многие путают социальный туризм, дотируемый государством, с турами для людей с инвалидностью или путешествиями для пожилых. Меж тем это разные категории путешествующих, требующие разных подходов к формированию тура.
Говорят, что к активному отдыху пенсионеры не приучены. Значит, есть возможность их приучить!
России есть чем привлекать зарубежный турпоток старшего возраста. Особенно если властям удастся реализовать проект так называемого дальневосточного Золотого кольца и расширить практику безвизового въезда в Россию. Страны, для граждан которых уже действует режим электронной визы (Китай, Япония, Индия и ряд других) для посещения дальневосточных российских регионов, — те самые, в которых доля путешествующих людей в возрасте старше 60 лет растет быстрыми темпами. Туристы из Азии с удовольствием учатся, и образовательная составляющая (мастер-классы, лекции) их туров может стать той изюминкой, которая позволит передать национальный российский колорит.
Иностранные туристы — хорошо, но развивать внутренний туризм — еще лучше. Это заблуждение, что россияне приносят меньше дохода: те же китайцы все основные траты делают через китайские платежные системы и сайты, поэтому львиная доля их денег не покидает КНР.
Тезис о невысокой платежеспособности россиян также не соответствует действительности: по данным сервиса по аренде жилья Airbnb, пожилые россияне являются самой быстрорастущей группой самостоятельных путешественников. Прирост по ней составляет до 78 процентов в год, превзойдя показатели других возрастных групп, включая миллениалов.
Но главное, что число пенсионеров в России увеличивается — к 2030 году их доля возрастет, по данным Росстата, до 28,3 процента вместо нынешних 25,5 процента. Говорят, что к активному отдыху они не приучены. Значит, есть возможность их приучить! Сейчас внутренний туризм для пожилых развивается в основном за счет номерного фонда санаториев и домов отдыха, многие из которых построены еще в советское время и отреставрированы с разной степенью успеха. Пенсионеров здесь привлекают цена и возможность подлечиться. К популярным направлениям также можно отнести речные круизы и познавательные экскурсии. Недавно Минкультуры России выпустило каталог культурно-исторических маршрутов России для пожилых людей по регионам страны (кстати, довольно любопытный — посмотреть на него можно здесь). Но пока дело этим и ограничилось.
Между тем простора для креатива и фантазии хоть отбавляй: старшее поколение далеко не всегда выбирает спокойное и тихое времяпрепровождение. По данным страховой компании GNU Insurance, все больше возрастных путешественников из Европы и Америки стремится испытать себя в экстремальных видах спорта: 13 процентов предпочитают водные лыжи, столько же — подводное плавание, скалолазание, банджи-джампинг и спелеотуризм, виндсерфинг, серфинг. И это не значит, что их российские сверстники от такого досуга отказались бы, просто их не спрашивали. А пора бы.