«Черное зеркало» наяву. Чем обернется для нас технологический прогресс
Технология распознавания лиц расскажет об успеваемости вашего ребенка
В первых числах августа стало известно, что «Яндекс.Такси» и VisionLabs планируют начать тестирование системы мониторинга усталости водителей. Работает это так: на лобовое стекло крепится инфракрасная камера, которая по точкам на лице определяет эмоциональное и физическое состояние человека за рулем. Если оно не соответствует заданным критериям, доступ к заказам в приложении автоматически ограничивается.
Похожая технология используется в бизнесе на этапе тестирования продукта. Тестировщик, примеряя на себя роль обычного пользователя, работает с сайтом, где представлены продукты, а система распознавания определяет его эмоции и вычисляет, что его заинтересовало, а что нет. Благодаря полученным данным разработчик может сделать продукт более привлекательным для потребителей.
Некоторые специалисты считают, что технологию распознавания эмоций нужно применять в школах. Это поможет понять, как ученик воспринимает ту или иную информацию: скучает ли, работает через силу или искренне заинтересован в предмете. По словам замдиректора департамента интеграционного маркетинга Huawei Ильи Левчука, в московских школах эта технология может появиться, так как в Москве есть проекты по оснащению школ видеонаблюдением, а у российских ученых есть наработки по распознаванию лиц.
5G появится в России, если разрешат военные
Для использования новых технологий, таких как беспилотные автомобили, умные дома, мобильные устройства с дополненной реальностью, необходимы более высокие скорости передачи данных. Это касается и уже существующих разработок, и тех, которые только предстоит запустить. Например, на смену привычному Facetime может прийти технология, которая позволит при совершении звонка передавать голографическое изображение. Обеспечить необходимые объемы трафика может пятое поколение мобильного интернета (5G). Для запуска 5G нужны каналы связи с определенными частотами. В России они все еще заняты военными, их освобождение требует времени и ресурсов. Пока 5G запущен в 31 стране, где с задачей распределения каналов связи уже справились.
С появлением 5G очевидно расширятся возможности и мобильной рекламы. Новые скорости интернета позволят транслировать ее в 3D. Маркетологи считают, что благодаря более яркому формату люди будут лучше запоминать рекламируемый продукт.
В мобильных приложениях будет еще больше рекламы
Привычки потребителей постоянно меняются, рекламщики и маркетологи вынуждены под них подстраиваться. Эксперты отмечают два главных тренда в изменениях покупательского поведения:
Люди все больше времени проводят в мобильных приложениях. Поэтому сейчас набирает популярность in-app реклама (уведомления, которые видит пользователь в открытом приложении). С ее помощью маркетологи увеличивают охват аудитории и улучшают запоминаемость продукта. В приложениях можно использовать формат полноэкранного видео, который не доступен для сайтов на компьютере или в мобильном браузере. Такую рекламу не получится игнорировать, и пользователю придется обратить внимание на бренд.
Мы всё меньше времени уделяем просмотру видео в соцсетях. Пользователи Facebook не досматривают до десятой секунды даже интересующие их видео. Тем более они не готовы тратить время на просмотр рекламных роликов. Поэтому специалисты пытаются сделать их более компактными.
Ваши покупки отследят, даже если вы совершаете их офлайн
Современный маркетинг активно осваивает новый подход — online-to-offline. Теперь компании могут узнать не только то, что вы посмотрели их рекламу, но и вычислить, что купили в магазине после просмотра. Такой мониторинг покупательского поведения стал возможен благодаря операторам фискальных данных (ОФД). Платформы ОФД накапливают сведения о совершенных в магазине покупках и передают их в Федеральную налоговую службу. Изначально ОФД были введены для упрощения бюрократических процессов, чтобы в режиме реального времени информация автоматически уходила в ФНС. Потом предприниматели решили, что на основе данных ОФД можно проводить маркетинговые аналитические исследования. Теперь, когда вы открываете сайт продавца и соглашаетесь на использование файлов cookie, вы оставляете данные о совершенных на сайте действиях, и их сопоставляют с чеком, предоставленным платформой ОФД. Например, вы перешли с рекламы футболки в интернете на сайт продавца, посмотрели футболку определенного цвета и размера, а потом купили ее в офлайн-магазине. Сопоставив все полученные данные, аналитик узнает, что реклама привела к успешной сделке. Маркетологи используют эту схему, чтобы проверять эффективность рекламы и увеличивать продажи.
Надо ли всего этого бояться?
Защита персональных данных гарантирована законом. В Евросоюзе действует Общий регламент по защите данных, в России — закон «О персональных данных». В то же время многие люди опасаются, что именно государство будет следить за ними с помощью новейших технологий, прикрываясь заявлениями об угрозе общественной безопасности. В Китае этот страх привел к стремительному развитию рынка медицинских масок — с их помощью граждане пытаются обеспечить себе анонимность. Однако уже существуют алгоритмы, позволяющие установить личность человека не по лицу, а по походке.
Если же отбросить эмоции, остается главная проблема, которую на конференции сформулировала доктор психологических наук Мария Фаликман: технологии, расширяя наши возможности, все больше берут на себя функцию принятия решений. Вопрос в том, насколько мы готовы ее делегировать.
Подготовил Асхад Бзегежев