Интересы Грузии ясны. Митрополит Руставский Иоанн отвечает Сергею Маркедонову
Уважаемый Сергей Мирославович, несмотря на относительно молодой возраст (вы сверстник моих сыновей), вы опытный оппонент, политэксперт МГИМО. Для меня, неопытного в политической сфере человека, — честь беседовать с вами о серьезных насущных проблемах взаимоотношений России и Грузии, хотя у обеих стран есть и много других не менее важных, если не более, проблем.
Оговорюсь сразу. Мое письмо «История и геополитика» было адресовано не президенту Российской Федерации, а общественности, которая фрагментарно знакома с конфликтами на Кавказе. Но вызовом послужило некорректное высказывание господина В. В. Путина о том, что грузины не помнят истории и что они учинили геноцид абхазцев и осетин. Эти вопросы не касаются церковных связей Русской и Грузинской православных церквей. Они непосредственно не касались и политических аспектов взаимоотношений двух государств, но явно задевали чувство национального достоинства репрессированного народа. Поэтому я не позиционировал себя одним из иерархов Грузинской православной церкви и тем более политико-административным работником, которым никогда не был и не являюсь, а именно определил себя гражданином своей страны. Мы все, в том числе и вы, господин Сергей Мирославович, граждане своей страны, и каждый из нас болеет за свою Родину. Поэтому вы можете упоминать меня гражданином без кавычек или, если угодно, согласно церковному сану.
Первое замечание господина Путина касалось знания истории, поэтому «девять десятых», как вы пишете, содержания моего письма посвящено истории, а точнее, исторической памяти грузинского народа. Что касается геноцида, будем судить по плодам. Грузины не препятствовали осетинам спускаться с гор и селиться в долине и не притесняли их. Исключение составляли лишь случаи, когда осетины проявляли агрессивное отношение к местному населению.
Грузия — многонациональная страна, здесь издавна проживали евреи, персы, арабы, армяне, греки, езиды (курды), позднее — русские, украинцы, азербайджанцы. И все они сохраняли здесь свое вероисповедание. Некоторые из них имели свои национальные школы. За 26 веков не было ни одного еврейского погрома. В Цхинвали, в областном центре ЮО, был пединститут. Из-за недостатка в местных кадрах из Тбилиси приезжали профессора с целью обучения и воспитания местной молодежи. В театре были грузинская и осетинская труппы, члены которых дружили между собой; была областная газета на осетинском языке. Руководящие посты в пединституте и областной администрации занимали осетины. И все это закончилось тем, что грузины были изгнаны осетинами при поддержке российских войск из исторических мест проживания. Произошла этническая чистка — более 30 тысяч грузин оказались беженцами в собственной стране. Вот кто является жертвой геноцида! Примыкающее к Цхинвали грузинское селение Тамарашени стерто с лица земли — а рядом после 2009 года возник поселок Московский для российских военнослужащих. Грузинского селения Кемерти больше не существует — там сейчас танкодром. В грузинском селении Кехви из существовавших 345 домов только пять напоминают о том, что там была деревня. Сады, виноградники вырублены и так далее.
Мы видим некоторую аналогию с сербской провинцией Косово, где с XVIII века происходила миграция албанцев, а закончилось это вытеснением сербов, поруганием их святынь, церквей и монастырей. Президент Милошевич пытался силами внутренних войск усмирить воинствующих сепаратистов, а в ответ получил бомбежку Белграда и инфраструктуры страны силами НАТО, международный суд и скоропостижную смерть в застенках.
То же можно сказать и об абхазском военном конфликте. В 70-х годах XX века первый секретарь ЦК КП Грузии Э. Шеварднадзе предпринял попытку разрядить напряженную обстановку, вызванную националистическими выходками молодых абхазов. Был открыт университет в г. Сухуми. При желании поступления в вузы г. Тбилиси молодых абитуриентов-абхазов принимали без экзаменов, но это не помогло. Конфликт разросся до военных столкновений. За абхазскими сепаратистами стояли наемники из Российской Федерации. В результате более 250 тысяч грузин вынуждены были покинуть родные места, могилы своих предков. Они тоже оказались жертвами этнической чистки и беженцами в собственной стране. Разве не очевидно, кто оказался жертвой геноцида и этнической чистки в Абхазии и ЮО? Вследствие распада СССР набухшие нарывы лопнули, и потекла кровь в Прибалтике, Карабахе, Грузии, в Молдове, на Украине.
Вы, уважаемый Сергей Мирославович, удивленно пишете, что в СССР не могло быть нацэкстремизма, ведь Советский Союз был единой страной. А как случилось, по причине неумелого авторитарно мыслящего местного руководства, стихийное восстание в Новочеркасске в 1962 году, подавленное войсками? Почему были забастовки и вооруженные столкновения в Карагандинском угольном бассейне? После окончания Великой Отечественной войны и до начала 50-х годов в Прибалтике разве не продолжалась война с «лесными братьями»? К этому списку можно добавить венгерские события 1956 года и Пражскую весну 1968 года. Кто спровоцировал скандальный и трагический разгон мирного митинга у дома правительства в Тбилиси 9 апреля 1989 года? Кто снабжал оружием, деньгами и наемниками боевиков в Чечне? Система трещала по швам, и «благодатную почву» для этих процессов создавала растлившая СССР тотальная коррупция, во главе которой стояли Галина Брежнева, Медунов, Рашидов, Романов и другие члены ЦК и Политбюро. Не обошлось и без «помощи» извне.
СССР, как и царская Россия, был конгломератом народов, культур, историй, традиционной ментальности и религий. Имперская амбициозность и верхоглядство администрации сталкивались с провинциальным национализмом. Оценочная полярность одних и тех же событий — обычное явление в диалоге культур. Разве в странах Южной и Центральной Америки нет негативного отношения к США, а названия «янки» и «гринго» не выражают этого? И Мексика не забыла утраты Техаса и Калифорнии.
Все это сфера вашей компетенции, Сергей Мирославович, и интересно знать ваше мнение о каждой отдельной ситуации, так как при внешнем сходстве внутренне они различные. Милошевич действительно хотел защитить права сербов в начале от боснийских, а затем от албанских экстремистов, а М. Саакашвили поэтапно нагнетал существующую напряженность в ЮО: сначала закрыл открытую при Э. Шеварднадзе ярмарку в с. Эргнети, где грузины и осетины со взаимной пользой торговали и восстанавливали мирные отношения; не дал возможности реализовать совместные экономические проекты, предусматривающие сотрудничество грузин и осетин. Началась эскалация вооруженных столкновений, переросшая в кровавую авантюру в августе 2008 года. Экс-президент М. Саакашвили воспитывался в доме своего дяди, генерала КГБ, учился в Киевском институте международных отношений, учебу продолжил в США. Его пригрел Э. Шеварднадзе, как талантливого и харизматичного политика. Но после цхинвальских событий посол США в Грузии, господин Ч. Майлс открестился от него, сказав, что Саакашвили вышел из повиновения, «сорвался с катушек», проигнорировал предупреждения президента Дж. Буша и других высокопоставленных чиновников США. Он целенаправленно стремился к эскалации напряженности? Но почему? В ожидании приближавшихся военных действий в июле 2008 года из Цхинвали вывезли стариков, женщин и детей и отправили их во Владикавказ. Почему-то 58-я армия Российской Федерации к этому времени расквартировалась у входа в Рокский тоннель, соединяющий Северную Осетию с Южной. Это просто совпадение? Они ожидали сигнала. И сигнал последовал — М. Саакашвили приказал грузинским военным формированиям атаковать российские миротворческие силы вблизи г. Цхинвали и открыть шквальный огонь по опустевшему городу. Это дало законный повод батальонам 58-й армии пересечь границу Грузии, а встретив огневое сопротивление, они начали широкомасштабные военные действия. Не хочется верить, что это взаимосогласованные действия, — я лишь привел перечень фактов во временной последовательности. Уверен, что вы лучше меня знаете все эти факты.
Все это уже прошлое. Давайте думать о сегодняшнем дне в перспективе будущего. Сегодняшний день является наследником прошлого и без него не существует, так же как основы будущего закладываются в настоящем. У Фомы, не помнящего родства, будущего нет. В исторической памяти народа запечатлены и неизменное, и преходящее. Еще до Рождества Христова Грузия испытывала влияние Персии (Ирана) с Востока и Рима с Запада. Принятие христианства определило будущее Грузии, хотя связь с Византией и Западом не исключали влияния Востока. Евразийский универсализм и борьба за сохранение своей идентичности — это константы грузинского самосознания. В XIX веке, благодаря России, связь Грузии с европейской культурой и просвещением возобновилась. Эта связь тогда возникла и для народов Средней Азии и Сибири. Современные технологии позволяют общаться независимо от государственных границ, но это не мешает сохранению старых связей. Возникшие в настоящее время препятствия во взаимоотношениях России и Грузии надо преодолевать.
Соглашусь с вами, что Грузия — не первостепенная проблема внешней политики России, но она одна из звеньев единой цепочки, а эта цепочка в целом — уже серьезная проблема, и в каком-то звене надо начинать ее распутывать, так как сразу все осилить невозможно. России решать, с какого звена начинать — с Прибалтики, с Украины, с европейских стран или с Грузии. Для этого, как вы говорите, необходимо понимание, «в какой точке мы находимся в данный момент». С этой целью уже не первый год идет диалог на дипломатическом уровне между Грузией и Россией, но, к сожалению, заметных результатов пока нет. Так называемая «народная дипломатия» на уровне неправительственных организаций или отдельных личностей также не принесла плодов. А более 300 тысяч беженцев из Абхазии и ЮО с надеждой ждут возвращения в родные селения, в дома, которые еще не разрушены до основания.
История дипломатии знает не только официально обнародованные документы, регулирующие взаимные отношения, есть примеры кулуарных, закулисных необнародованных пунктов, определяющих отдельные стороны взаимоотношений, о чем можно только догадываться по неафишированным действиям. Но мы и этого не видим.
Диалог бывает продуктивным при взаимном понимании интересов обеих сторон. Интересы Грузии ясны: мирное восстановление территориальной целостности страны и возвращение беженцев.
Вы, Сергей Мирославович, хронологически точно отметили непонятную непоследовательность действия правительства Грузии и при Э. Шеварднадзе и при М. Саакашвили, которая приводила к трагическим последствиям. Народ Грузии видит это, но разумного объяснения этому нет. В недальновидности Э. Шеварднадзе не упрекнешь, и в сумасбродных выходках М. Саакашвили есть своя логика. Вопрос в следующем: порочная активизация боевых действий — это только их личная инициатива или они были заложниками, или данниками вынужденных обстоятельств? Это остается в тени, а наяву народ Грузии расплачивается за это.
С другой стороны, Россия, по промыслу Божиему, из разрозненных княжеств превратилась в большую православную страну, и Провидением ей даны большие возможности; у нее большие планы и определенная миссия, которую не видел Чаадаев, но заметил Ницше. Уже более двух столетий эта миссия выражается во внешней политике России, хотя и неоднозначно: есть случаи, когда действия России — вынужденная реакция, как в семилетней войне с Пруссией и в Отечественной войне с Наполеоном. А есть случаи личной инициативы, как в Синопской бухте или при штурме ныне причисленным к лику святых воинов адмиралом Ушаковым бастионов о. Корфу. И Суворов не с туристической целью был в Италии. К их числу относится и Балканская война, предпринятая императором Александром II. Во всем этом прослеживаются стратегические интересы России в отношении Ближнего Востока и Средиземного моря. Сейчас дорога через Балканы закрыта, остается одна сухопутная ветвь. Здесь интересы России и Грузии могут совпадать.
Вы справедливо ставите вопрос: «Как выстраивать диалог с абхазами и осетинами?» Примеры уже были и есть. Была ярмарка в селе Эргнети, то есть открытые торговые отношения, при которых порядок будут соблюдать представители правоохранительных органов с обеих сторон. Есть примеры бесплатного лечения абхазов и осетин в Грузии. Есть личные контакты отдельных лиц на обеих территориях. Есть районы, где уровень напряжения минимален, например, Гальский (в Абхазии) и Ахалгорский (в ЮО). Там можно обеспечить беспрепятственное общение близких и родственников и мирное возвращение туда беженцев (на первом этапе хотя бы тех, чьи дома уцелели). Можно активизировать культурно-просветительские и профессиональные контакты: совместные концерты самодеятельных ансамблей, театральные постановки и др. Языком общения на этом этапе, естественно, будет русский. Это то малое, что можно делать уже сегодня, если это не препятствует стратегическим планам России.
При доброжелательном диалоге надо будет учитывать этно-социально-политпсихологию. О таких встречах необходимо заранее договариваться и к ним нужно готовиться. Российская сторона в этом случае будет посредником. Вы располагаете большей информацией, чем я, имеете больший опыт общения в таких сложных регионах. Интересно, что предложите вы.