Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Все новости
Редакционный материал

50 оттенков любви, или «Ла-Ла Ленд» в Театре на Таганке

В Театре на Таганке новый театральный сезон открыли премьерой известного бродвейского мюзикла «Последние пять лет» в постановке Алексея Франдетти. И хотя спектакль идет на малой сцене, по художественному воплощению и масштабам декораций он вполне претендует на звание российской сценической версии «Ла-Ла Ленда», большой красивой истории любви с печальным финалом
19 сентября 2019 16:45
Фото предоставлено пресс-службой

Музыку и текст к оригинальному бродвейскому мюзиклу «Последние пять лет» написал композитор Джеймсон Роберт Браун, двукратный обладатель премии «Тони» — одной из главных театральных наград в американском театре. Алексей Франдетти в постановке мюзиклов тоже отнюдь не новичок. Из недавних — красочные «Стиляги» в Театре Наций и «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит» в том же Театре на Таганке, удостоившийся сразу трех «Золотых масок».

В новом спектакле — всего две роли: Он и Она, Джейми (Павел Левкин) и Кэти (Марфа Кольцова). Они проживают (пропевают) на сцене все стадии возникновения и угасания любви. От первой эйфории влюбленности, трепета, взволнованного ожидания, взаимного счастья — до постепенного охлаждения, ревности, взаимных упреков, сомнений и в итоге окончательного разрыва. Джейми хочет стать писателем, встреча с Кэти вдохновила и окрылила его, он пишет первую книгу, которая становится бестселлером и поднимает молодого человека на вершину славы. Ему рукоплещет Нью-Йорк, его ждут светские приемы, любовь читателей и внимание девушек. Кэти же никак не может добиться успеха. Она актриса, вынужденная перебиваться случайной и унизительной работой, играть второстепенные роли, все летние месяцы она пропадает на гастролях, где ее задействуют чуть ли не в массовке.

Фото предоставлено пресс-службой

На малой сцене (сценография и костюмы Анастасия Пугашкина) уместился целый мир одной семьи, сразу две квартиры с диванами, кроватями, столами, этажерками, книгами, а сбоку от сцены примостилась гримерка со светящимся зеркалом, где Кэти проводит одинокие беспокойные вечера. Вместо задника — высокие панорамные окна, за ними гудит шумный Нью-Йорк, горят огни большого города, светятся неоновые афиши, ездят автомобили. За этими окнами — какая-то другая жизнь, манящая Джейми и совершенно не привлекающая Кэти, вечно отгораживающуюся от нее своими неудачами в профессии и все возрастающей ревностью. За этими же «окнами», где-то в глубине уместились шесть музыкантов, которые аккомпанируют артистам (музыкальный руководитель и дирижер Армен Погосян).

Линии героев развиваются не параллельно, а, напротив, в обратной последовательности. Все начинается с трагического финала для Кэти, она сидит и пишет прощальное письмо Джейми, поет свою самую грустную партию. Тогда как ее возлюбленный, выходящий вслед за ней на сцену, как будто только что познакомился с ней, он полон энергии и сил, он влюблен и счастлив. Так, существуя в непосредственной близости друг от друга, герои за весь спектакль встретятся буквально один раз, где-то в середине постановки. Кэти будет рассказывать свою историю, начиная с конца, а Джэйми — с начала. В этом и заключается необычный и интересный ход спектакля. Встреча возлюбленных произойдет только на их свадьбе, в самой кульминационной точке, точке наивысшего счастья. А потом их линии опять пойдут по разным траекториям, у Кэти — к началу, у Джейми — к финалу. Актерам удается каждому по-своему обживать одно и то же пространство, существовать одновременно в унисон и порознь, быть вместе и по отдельности. По сути получается два музыкальных моноспектакля в одном. Артисты молниеносно меняют костюмы, так же молниеносно переходят из одного состояния в другое, каждый из них проживает на сцене 5 лет своей жизни, 5 лет любви.

Фото предоставлено пресс-службой

Говорят, что Джеймсон Роберт Браун написал текст и музыку к этому мюзиклу на основе собственной драматичной любовной истории. Она в общем-то довольно банальна и похожа на миллионы ей подобных. В том числе на сюжет знаменитого музыкального фильма «Ла-Ла Ленд» (2016 год) режиссера Дэмьена Шазелла с Райаном Гослингом и Эммой Стоун в главных ролях. Получив немыслимое количество разных кинематографических наград, картина в каком-то смысле стала эталоном, а слово «Ла-Ла Ленд» — именем нарицательным. На самом деле это идиоматическое выражение, говорящее об отрыве от реальности и витании в мечтах. Мы же вспоминаем о «Ла-Ла Ленде», когда речь заходит о принципах «новой искренности», о любви, у которой были все шансы стать единственной и на всю жизнь, но которую разрушили обстоятельства.

Не стоит забывать, что мюзикл Джеймсона Брауна был написан задолго до «Ла-Ла Ленда», в 2001 году, а его киноверсия с Анной Кедрик и Джереми Джорданом появилась в 2014-м. Так что еще непонятно, кто у кого заимствовал сюжет, и вообще, наверное, не стоит говорить о заимствовании. Хотя общего действительно много. Обе главные героини мечтают стать актрисами, у обеих ничего не получается, возлюбленные всеми силами пытаются им помочь. Только Миа из «Ла-Ла Ленда» в итоге добивается успеха, а Кэти — нет. Сцена, в которой она поет, как ей тяжело приходится на кастингах, — одна из самых удачных и смешных в спектакле Франдетти. Вообще в его мюзикле много комичного. Чего стоит хотя бы название одного из романов, написанных Джейми, — «70 оттенков синего», а отрывок из него, который он с гордостью зачитывает, по степени пошлости и глупости даст сто очков вперед «50 оттенкам серого». Франдетти явно пытается показать, что успех Джейми сильно преувеличен, что это результат хорошего маркетинга и веры в себя. И главное, что отличает эту постановку, скажем, от того же фильма 2014 года, где вина за разрыв отношений явно лежала на Кэти, — режиссер мюзикла никому не ставит диагноз и не выносит приговор: кто прав, кто виноват — никто не знает.

Фото предоставлено пресс-службой

Артисты Павел Левин и Марфа Кольцова замечательно поют и очень органично играют. Жаль только, часто хромает перевод (литературный перевод — Игорь Гатин). В песнях порой проскальзывают новомодные слова или просторечия, которые не всегда вписываются в общий музыкально-романтический тон спектакля, а иногда и откровенно все портят.

И тем не менее мюзикл «Последние пять лет» получился очень красочным, ярким и действительно искренним. И пусть эта история похожа на тысячи таких же историй. Ответ на вопрос «Почему мы потеряли любовь?» имеет тысячи разных вариантов, и только зрителю решать, какой из них правильный.

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
19 сентября в Центре фотографии имени братьев Люмьер начнет работу первая в России выставка Гарри Бенсона. В экспозицию войдут культовые кадры «битлов», среди которых фотографии с 22-летним боксером, будущим чемпионом мира Мухаммедом Али (1964) и «Битва подушками» (1964), включенная в список «100 самых влиятельных фотографий» журнала Time. Эксклюзивный аудиогид для выставки записал Noize MC
С 14 по 21 сентября кинофестиваль «Послание к человеку» собирает в Санкт-Петербурге лучшие образцы мирового авторского кино, а также тех, кто это кино создает. Специальная программа «Кино сверхреальности» предлагает зрителям фильмы, которые уже прошли суровый отбор на крупнейших международных кинофестивалях. При этом большинство из них в российский прокат выйдут еще не скоро, а может быть, и вовсе не выйдут. Российские кинокритики изучили программу и выбрали пять фильмов, ради которых стоит приехать в Петербург в выходные
Саша Щипин
В своем новом фильме «Работа без авторства», который выходит на экраны 5 сентября, режиссер Флориан Хенкель фон Доннерсмарк, получивший «Оскар» за «Жизнь других», обижает художника, нарушает все табу и делает вид, будто он только что изобрел кинематограф